Устаревшие слова
- Наблюдать за словами, вышедшими из употребления; устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений); ввести понятие «устаревшие слова».
- Устаревшие слова.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Рубрика «Давай подумаем» организует проблемную ситуацию: в результате обсуждения ученики должны установить, что в старину существовали слова, значения которых сейчас забыты. Важно, чтобы они осознали сам факт исчезновения слов из употребления. Причины же этого явления будут устанавливаться при выполнении упражнений урока. Работа с отрывком из сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок» направлена на выявление в тексте слов, вышедших из употребления. Выполняется фронтально. Рекомендуем не задавать ученикам дополнительных вопросов к тексту или словам в тексте. Значения слов кушак и сафьян ученики могут узнать, прочитав рубрику «Из истории языка». |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | В результате работы с текстом на предыдущем этапе ученики должны прийти к выводу, сформулированному в рубрике «Тайны языка», обратив внимание на то, что слова не исчезли совсем из языка: мы встречаем их в сказках и исторических произведениях (аспект функционирования устаревшей лексики). |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в учебнике — наблюдение за устаревшими словами; выявление причины исчезновения слов из активного словаря. Выполняется фронтально. Вариант выполнения. Учитель читает слова вслух (учебники закрыты), после чего спрашивает, знакомы ли ученикам эти слова и как можно выяснить значение неизвестного слова (повторение материала предыдущих уроков). Ученики должны вспомнить, что значение неизвестного слова устанавливается по словарю или из текста. После этого учитель предлагает открыть учебники и прочитать толкование слов. При обсуждении вопроса, почему сейчас эти слова не употребляются, можно предложить подсказки: «Как вы думаете, ходят ли современные солдаты в кольчугах? Есть ли у вас одежда, которую вы называете „кафтан“? Живёт ли в вашем городе (селе, деревне) боярин?» Если в процессе выполнения упражнения ученики не придут к правильному выводу (с исчезновением предметов и явлений исчезают из употребления и слова, их называющие), следует ещё раз прочитать рубрику «Тайны языка». |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — наблюдение за словами современного русского языка, которые раньше имели другое значение. Выполняется фронтально. При выполнении этого упражнения важно организовать обсуждение современных и устаревших значений представленных слов. Сначала ученики дают своё толкование слов, затем проверяют значение слова по словарю. Дополнительное задание (для классов с высоким темпом работы). Предложить ученикам подумать, почему изменились значения слов. Рекомендуется для этой цели анализировать слова мешок и гости, так как в них достаточно ярко виден процесс изменения значения: сначала в старину мешком называли только вместилище из меха, затем, когда появились ткани и другие мягкие материалы, мешком стали называть любую сделанную из них тару для хранения сыпучих мелких предметов: мешок муки, крупы, угля и т. д. Раньше слово гости называло чужестранцев, занимавшихся торговлей; по старинному обычаю, который сохранился до сих пор, тех, кто приходит, приезжает издалека, следует накормить, предложить отдохнуть. Поэтому постепенно словом гости стали называть не только тех, кто торговал (торговцев стали называть купцами), но и тех, кто приходил (приезжал) навестить, проведать своих друзей или родственников. Со временем словом купец (тот, кто покупает или продаёт) было вытеснено слово гость, но слово гости не исчезло из употребления, а стало называть всех, кто приходит с добрыми намерениями. Ученики могут записать слова с устаревшим и современным значением. Образец записи: пирог — хлеб для пира (устаревшее); печёное изделие из теста с начинкой (современное). |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 в учебнике (по выбору) — поиск устаревших слов и установление их значений. В классах с невысоким темпом работы может не выполняться. В остальных классах может быть предложено для фронтальной или самостоятельной работы. Возможная трудность. Ученики могут не знать значений слов колобок, короб, горсть. Помощь. В современном русском языке эти слова не являются устаревшими, но не входят в активный запас носителей языка, поэтому, если возникнут вопросы, следует дать ученикам их толкование (справку). Колобок — небольшой круглый хлеб. Короб — лубяное или берестяное изделие для укладки, но́ски чего-либо (можно предложить и не словарное толкование: короб — это большая коробка, плетённая из бересты, используется для хранения продуктов, вещей). Горсть — ладонь и согнутые пальцы, сложенные так, что в них можно что-нибудь положить или что-нибудь ими зачерпнуть. |
7 | 7. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |