Русский язык: уроки обобщения и систематизации знаний в начальной школе
Как помочь ученику начальной школы усвоить большой объем теоретических знаний и как выстроить процесс обобщения изученного? Один из авторов УМК «Планета знаний» корпорации «Российский учебник», Ольга Калинина, представила систему усвоения учебного материала и несколько моделей обобщающих уроков из популярного курса.Основы обобщения и систематизации
Процесс обобщения знаний на уроках русского — это обнаружение и объединение внутренних и внешних связей между изученными явлениями языка. Под систематизацией понимается мыслительная деятельность, в ходе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему. В процессе усвоения полученных знаний ученику важно понимать, на какую «полочку» положить новый материал, чтобы информация не была разрозненной, а становились частью устойчивой конструкции. Визуально систематизируют знания такие формы как схема, схема + рисунок, таблица.
В русском языке довольно сложно проводить систематизации, поскольку сам язык — это система систем. К сожалению, на многих занятиях, заявленных как «уроки обобщения», происходит лишь последовательное повторение изученных правил. Однако обобщение — это не сумма изученного. Рассмотрим авторскую систему обобщения знаний и закрепления навыков, ставшую основой УМК «Планета знаний» — на примере изучения слова как части речи.
Этапы изучения слова как части речи
1 класс
Работа над пониманием общего значения слова. Школьник учится ставить вопросы к словам.
2 класс
-
Обобщение и закрепление знаний, полученных в первом классе.
-
Разделение понятий «предмет» в жизненных ситуациях и «предмет» в русском языке. Ученик узнает, что абстрактные явления и живые существа (девочка, цыпленок, добро, радость) тоже предметы. Постепенно формируется понимание, что такое предмет для русского языка и в чем состоит предметность.
-
Обогащение знаний: наложение терминов. Ученик узнает, что существуют не просто группы слов, а части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.). Например, слово, называющее предмет, является еще и именем существительным.
-
Обобщение и систематизация: что мы знаем о частях речи? что мы можем рассказать о них?
-
Обогащение знаний: работа над каждой частью речи. Ученик открывает для себя, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.
-
Работа с формами слов частей речи. Основной акцент делается на форме числа: единственного и множественного.
-
Знакомство со служебными частями речи (предлог, союз).
3 класс
-
Обобщение и систематизация знаний о частях речи.
-
Обогащение знаний: ученик узнает об изменении имен существительных и имен прилагательных по родам, о значении лица и числа местоимений, о формах глагола и т.д.
-
Обобщение: слово как часть речи.
4 класс
-
Обобщение и повторение: слово как часть речи. Основной акцент делается на знаниях о глаголе.
-
Обогащение знаний: ученик узнает о спряжениях глагола, о склонениях имен существительных и прилагательных.
-
Обобщение знаний в виде таблицы «Формы частей речи».
-
Работа с самостоятельными и служебными частями речи. Ученик знакомится с причастием, наречием, деепричастием, числительным.
-
Обобщение и повторение: основной акцент делается на самостоятельных частях речи, согласно Основной образовательной программе.
Структура урока обобщения и систематизации знаний
-
Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.
-
Актуализация опорных знаний учащихся.
-
Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.
-
Корректировка знаний, способов действия.
- Рефлексия. Самооценка.
Модель обобщающего урока «Слово (значение, строение, правописание)»
2 класс. 4 четверть
Задачи: обобщить знания об орфограммах и способах их проверки; упражнять в решении орфографических задач; совершенствовать умение работать с памяткой.
1. Постановка целей и задач урока при участии детей, от темы или от маршрутного листа.
2. Задание на актуализацию знаний.
Какие свойства русского языка использует поэт в шуточном стихотворении? Прочитай.
Шел по улице бычок.
Смотрит: мусорный бачок!..
Перевернул бычок бачок,
Потом улегся на бочок:
Лежит бычок
На бочке,
Лежит бачок
На бычке!
(М. Яснов)
-
Выпиши слова, различающиеся одной буквой. Произведи их звуковую запись. Сохраняется ли различие в гласных звуках?
-
Выдели значимые части в выписанных словах. Какой суффикс придает словам оттенок уменьшительный, ласкательный?
-
Обсудите, с каким ударением нужно произнести выделенное слово. Повлияет ли перенос ударения на изменение значения слова и смысла текста?
3. Задание на обобщение и систематизацию знаний.
О каких орфограммах нужно помнить при записи слов? Дай обобщенный ответ, используя схему «Орфограммы в корне слова». (c. 123 учебника «Русский язык. 2 класс» УМК «Планета знаний»)
Этапы выполнения: Чтение схемы -> Работа над заданием в парах (четверках) -> Подготовка рассказа по схеме с примерами -> Выступление от пар (четверок) по результатам работы -> Обсуждение ответов
4. Применение знаний и способов действий.
- Упражнение на группировку слов по орфограммам
Вставьте буквы и запишите слова, разделяя их по группам в три столбика.
Тро(л,лл)ейбус, ов..щной, с..лат, лес(?)ница, с..ловей, п..суда, су(б,бб)ота, чу(?)ство, те(н,нн)ис, праз(?)ник, зол..то, адр..с, а(т,тт)ракцион, вел..сипед, к..нверт, косм..с.
Какое основание ты выберешь для группировки слов? А что объединяет все данные слова?
- Упражнение на использование приемов проверки орфограмм и на графическое отображение орфограмм. (Выполняется в форме самостоятельной работы)
Прочитай пары слов. Для взаимопроверки каких орфограмм их можно использовать?
Ряд — ряды
Глаз — глаза
Дуб — дубы
Ножи — нож
Мосты — мост
Моржи — морж
Спиши. Покажи орфограммы графически.
Проверьте правильность выполнения задания
- Упражнение на образование имен прилагательных от имен существительных. (Выполняется в форме комментированного письма).
Образуй от данных слов имена прилагательные, отвечающие на вопрос чьи? Запиши их. Какое правило будешь применять?
Лиса — ..., заяц — ..., собака — ..., медведь — ..., барсук — ..., олень — ..., кабан — ... .
5. Рефлексия. Самооценка.
Модель обобщающего урока «Слово как часть речи»
3 класс. 4 четверть
Задачи: учить обобщать сведения о каждой изученной части речи (на основе общего плана); упражнять в употреблении слов разных частей речи при выражении мыслей и чувств.
1. Постановка целей и задач урока при участии детей, от темы или от маршрутного листа.
2. Задание на актуализацию знаний.
По каким признакам слова объединяются в части речи? Объедини слова в группы по общим значениям, запиши в столбики и озаглавь каждый столбик.
Тень, тенистый, длина, длинный, седой, удлинять, зашуметь, шумный, шум, выразить, образ, образные, стихло, тишина, тишь, тихий, бег, бежать, беговая, лежать, сидение, сидеть, дорожка, подорожник, дорожная.
Подчеркни в корнях слов безударные гласные.
3. Задание на обобщение и систематизацию знаний.
Какими признаками обладает каждая из изученных частей речи? Подготовься рассказать по плану об имени существительном, имени прилагательном, глаголе.
-
Что обозначают?
-
На какие вопросы отвечают?
-
Какими бывают? (постоянные признаки)
-
Как изменяются? (формы изменения)
-
Каким членом обычно бывают в предложении?
Для ответа на первые два вопроса составьте обобщающую табличку. Какие колонки и сколько их будет по горизонтали? По вертикали? Можно предусмотреть колонку для примеров.
-
На основе получившейся таблицы подготовьте устный ответ, в котором сопоставьте разные части речи.
-
Расскажите, как вы работали.
Этапы выполнения: Работа над заданием в парах (четверках). Можно предложить разным группам таблицы разной сложности, в зависимости от потенциала учеников -> Подготовка ответа -> Выступление от пар (четверок) по результатам работы -> Обсуждение ответов
4. Применение знаний и способов действий.
- Упражнение на знание частей речи
Прочитай утверждения. Дополни их.
1) ... бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными. Слова этой части речи также бывают ... , ... и среднего рода.
2) Нередко в текстах употребляются «заменители» имен существительных, которые указывают на лица (предметы), — ... ... .
Приведи примеры слов каждой из указанных частей речи. Запиши их, подчеркивая все безударные гласные.
- Упражнение на различие частей речи. (Выполняется в форме коллективного обсуждения)
На основе какой особенности слов построено шуточное стихотворение Я. Козловского? Запиши его, раскрывая скобки. Какие правила необходимо применить при выполнении задания?
Решили лисы кролика (за)печь,
А кролик (из)духовки — прыг (за)печь,
Потом (на)лавку и (в)окошко ©лавки.
Умчался (в)лес, где распевали ©лавки.
Над глаголами укажи их формы.
5. Рефлексия. Самооценка.
Прием «Составление кластера»
На занятиях по обобщению и систематизации знаний можно использовать принцип организации кластера — педагоги отмечают это как весьма эффективный прием.
Пример. На уроке «Средства языка и их анализ» (повторение изученного в 3 классе) составляется схема, в которой понятие «Слово» объединяет поля с уже знакомыми ученикам элементами:
-
Значение слова.
-
Буквенный состав.
-
Правописание.
-
Состав по морфемам.
-
Член предложения.
-
Слово в словосочетании.
-
Часть речи.
-
Произношение.
-
Звуковой состав.
Задание: ученикам дается слово (например, «столица»), они должны разобрать его по каждому из элементов, таким образом заполняя кластер. Можно выполнять в парах, в группах.
Дидактические игры
-
Игра «Аукцион». Учащиеся имеют право называть только один признак (свойство) части речи. Выигрывает тот, кто сумеет последним назвать какое-либо сведение об этой части речи. Победителю присваивается звание «Лучший знаток ...».
-
Творческие лингвистические карты путешествий по морю, по городу, по стране, в космическом пространстве. Фиксируются все существенные признаки и свойства языкового явления. Каждый ученик, получив жетон с номером троллейбусной или другой остановки, рассказывает с примерами о том или ином признаке языковой единицы.
Формирование умений систематизации и обобщения является важным и необходимым условием глубокого и осознанного усвоения знаний.