Уроки добра: выйти за пределы 45 минут, чтобы говорить со школьниками о благотворительности
Полным ходом идет прием методических разработок к конкурсу «Уроки добра», который корпорация «Российский учебник» проводит совместно с Благотворительным фондом Константина Хабенского. С чего начать разговор о добрых делах — с эмоции или с идеи? Как вызвать школьников на диалог о благотворительности? Эти вопросы обсудили 5 октября в прямом эфире члены жюри «Уроки добра» — заместитель директора ГБОУ «Школа № 547» Милана Адамян и директор по развитию Благотворительного фонда Константина Хабенского Анна Сысоева.
Работы на конкурс принимаются до 15 января 2018 года, затем члены жюри определят трех победителей в номинациях: «Дошкольное образование», «Начальная школа», «Основная и средняя школа», «Дополнительное образование».
Почему мы ведем этот разговор?
О благотворительности мало говорят... В нашем обществе бытует мнение: милосердие должно быть тихим и скромным. Но ведь нет ничего плохого в том, чтобы говорить о своих добрых делах открыто и смело: это может вдохновить других, задать новую норму взаимодействия для неравнодушных людей. Если вы делаете добро, зачем этого стесняться?
...и очень мало знают. Мало кто из российских школьников смог подробно объяснить корреспонденту корпорации, что такое благотворительность. Более того, для многих взрослых сделать доброе дело — значит «перечислить куда-то деньги», и только. Но ведь благотворительность гораздо более широкое понятие! Нам нужно научиться видеть весь спектр своих возможностей, понимать, что каждый из нас способен на многое и часто важнее денег оказываются внимание, эмоциональное участие, информация.
Детям важно чувствовать себя нужными. Желание сделать доброе дело неизбежно влечет за собой важный вопрос: чем я могу быть полезен прямо сейчас? Что могу дать другим людям? Задавая себе эти вопросы, наши дети переходят от инфантильной позиции «мне должны» к зрелой и адекватной «я могу, я нужен, я не только беру, но и даю».
Каким должен быть школьный разговор о благотворительности?
Анна Сысоева, директор по развитию Благотворительного фонда Константина Хабенского:
«Честным, простым и прозрачным»
— Помогать — легко, если вы хотите помочь. Не надо придумывать несуществующие проблемы: помогайте там, где действительно нужна ваша помощь. Подумайте, где можно применить именно ваш ресурс. Речь тут не только и не столько о финансах: можно заниматься волонтерской работой, оказывать информационную поддержку, помогать профессиональной консультацией на безвозмездной основе.
Благотворительные фонды нужны для того, чтобы ваша помощь приносила другим максимум пользы, а вам — радость от ощущения, что вы сделали доброе дело. Например, на поверхности лежит идея — отвозить игрушки в детские дома. Но тут мы, как эксперты, скажем вам: это неполезная история, у детей из детских домов совсем другие потребности. Или, наоборот, мы создаем запрос: дети с опухолями головного мозга вынуждены ходить бритоголовыми, многие этого стесняются. Тогда волонтеры вяжут для них шапочки — и это как раз то, что сейчас нужнее всего!
В благотворительной деятельности очень важна обратная связь. Это так важно — вести переписку с детьми, которым ты помог, передавать им вместе с подарками ободряющие слова. Знать, что твоя помощь принесла им реальную пользу.
Милана Адамян, заместитель директора школы № 547, учитель истории и обществознания:
«Ненавязчивым, мягким, актуальным»
— Когда речь идет об уроках добра, важно не сводить их к сорокапятиминутной просветительской лекции о благотворительности. Урок добра может вообще не быть уроком: просто в подходящий момент, по пути в театр, обсудите с детьми, почему люди на улицах стоят с протянутой рукой. Почему одним людям помощь нужна больше, чем другим.
По моему опыту, легче всего мотивировать детей своим личным примером. Когда ученики узнали, чем я занимаюсь в свободное время, у них возник вопрос: а почему без нас? С этого началась наша совместная деятельность. Я вижу живой интерес детей на мозговых штурмах: им действительно хочется понять, чем они сильны, что они могут сделать для других прямо сейчас.
Советы участникам конкурса методических разработок «Уроки добра»
-
Инициируйте диалог. Часто у нас, педагогов, появляется соблазн: транслировать детям истины и правильные модели поведения. Но здесь задача другая: не читайте лекций, лучше начните разговор. Пусть дети участвуют в нем на равных, пусть звучат их голоса, их сомнения. Не бойтесь провокаций: подростков не мотивировать тем, что, если они сделают что-то хорошее, мы их похвалим.
-
Не только дело, но и подход. Инициировать благотворительный акт не так уж сложно: нарисовать открытки, сыграть для больных спектакль. Все это здорово и полезно, но все добрые дела должны быть осознанными. Программа-максимум нашего конкурса — выработать общие рекомендации, которые позволят каждому учителю выстроить разумный и открытый диалог с учениками на тему добрых дел, чтобы они сами потянулись к идее помощи другим.
-
Опирайтесь на свой предмет. Будет здорово, если вам и вашим ученикам удастся посмотреть на проблематику доброго дела через призму вашей специальности: математики, истории, экономики, а может быть, биологии? Ваш опыт будет бесценным для всего педагогического сообщества.
Слово педагогам
В ходе дискуссии мы получили много сообщений от педагогов, и далеко не все удалось озвучить в эфире. С радостью публикуем комментарии слушателей: спасибо вам за разумные советы и живой интерес к теме.
Ирина:
— У нас в группе 6–7 лет девочка попала в больницу. Поговорив об этом с детьми, я их спросила, чем мы смогли бы ее порадовать. Дети предложили ее навестить, купить гостинцы и сделать подарок.
Татьяна Кравчук:
— Для начала нужно поговорить с ребятами, насколько они готовы делать добро постоянно, не разово. Мы собирали книги, DVD с мультиками для больных детей в Морозовской больнице.
Sveta Kuhar:
— Мы с детьми средней группы и родителями в прошлом году участвовали в акциях «Коробка радости», «Подарок ветерану», где дети совместно с родителями готовили подарки: вязали носки, изготавливали шкатулки, рисовали картины, открытки, приносили конфеты, чай, шоколад.
Альберт Гильмут:
— В школе у нас организуются ярмарки, и средства направляются нуждающимся. Дети в них принимают участие с удовольствием.
Екатерина Лестева:
— Мне кажется, не фонды должны приходить в школу, а дети должны видеть воочию тех детей, которым они хотят помогать, видеть, как живет этот ребенок. Брать над ним шефство.
Наталья Казак:
— Считаю, что в еженедельной рассылке департамента образования для ОУ нужно включать адреса организаций, готовых принять помощь для нуждающихся и в моральной, и в материальной поддержке.
Алевтина Морозова:
— Нужны встречи с благотворительными фондами, чтобы дети почувствовали то, что чувствуют люди, делающие добро. Дети очень чутко улавливают эмоции людей.
...Очень хочу участвовать! Вы меня прямо вдохновили...