Закон Ома для участка цепи
Цели урока:
Образовательная: Изучить закон Ома.
Развивающая: формировать умение проведения измерений (исследование зависимости одной физической величины от другой), умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты эксперимента.
Воспитательная:
- воспитать аккуратность при работе с физическими приборами
- познавательный интерес к предмету.
Задачи урока:
- Научиться определять силу тока, напряжение по графики между этими величинами и по нему же - сопротивление проводника.
- Установить зависимость силы тока от напряжения на концах проводника.
- Установить зависимость силы тока от напряжения.
- Научиться решать задачи по данной теме.
Оборудование. Интерактивная доска и интерактивная модель (интернет-ресурс «классная физика»), проектор, ПК, мультимедийная презентация, лабораторное оборудование: вольтметр, амперметр, источник питания 1,5 в, источник питания 4,5 в, лампочка, ключ, провода – 5 комплектов..
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: беседа, рассказ, практический эксперимент.
План урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Организационный момент. |
Сообщение плана работы на уроке. |
|
2. Актуализация знаний. |
Опрос учащихся. |
Заполняют «Ступенчатую карточку индивидуального опроса» (карточка № 1). |
3. Изложение нового материала. |
Рассказ с опорой на интерактивную презентацию. |
Внимательно смотрят, проводят интерактивные опыты. |
Установление зависимости между I, U, R. |
Слушают учителя, проводят практический эксперимент. |
|
Демонстрация опытов, заполнение таблиц. |
Наблюдают, делают выводы, заполняют «Экспериментальную карточку» (карточка № 2). |
|
Общий вывод закона. |
Заполняют «Экспериментальную карточку». |
|
4. Закрепление. |
Решение задач. |
Решают задачи по вариантам (карточка № 3), проверяют решение на интерактивной модели. |
5. Подведение итога урока. |
Беседа с учащимися. |
Отвечают на вопросы для самоконтроля (карточка № 4). |
6. Домашнее задание. |
Записывает на доске. |
Записывают в дневник. |
Ход урока
1. Организационный момент. (слайд 1)
- Здравствуйте, меня зовут Ульяна Валерьевна. Сегодня, я проведу у вас урок физики, надеюсь, наша работа будет плодотворной. (слайд 2) Мы познакомимся и изучим закон Ома. Установим зависимость силы тока от напряжения и сопротивления и закрепим полученные знания.
2. Актуализация знаний.
(слайд 3) Но, чтобы узнать новое необходимо вспомнить изученное. Перед вами расположен индивидуальный набор карточек. Обратите внимание на «Ступенчатую карточку индивидуального опроса» (карточка № 1). Подпишите её: ФИ. Выберите свою ступень заданий: на оценку 3,4 или 5 и ответьте на её вопросы. На работу 3 минуты. Вопросы есть?
- Готовы? А теперь давайте посмотрим, кто на какой ступени себя ощущает. Поднимите руки, кто…
У нас получилось…надеюсь, что к завершению нашего занятия, количество «жильцов» ступеней: 4,5 увеличится.
- Двигаемся дальше!
3. Изложение нового материала.
- (слайд 4) Знаете кто это?
- Разрешите представить: это немецкий физик Георг Ом, человек который в 1827г. вывел теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока, напряжением и сопротивлением цепи.
Чтобы рассмотреть зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением, предлагаю повести опыт. Согласны? Наш опыт состоит из двух частей: интерактивной и практической.
Но для начала, мне понадобятся помощники. Назначаю активистов групп, которые на протяжении урока будут записывать самых активных и результативных участников своей группы (фи).Эта активность позволит прибавить балл к вашей итоговой отметке.
Сначала я, с вашей помощью, проведу интерактивный эксперимент, мы с вместе построим график, на основе полученных данных, сформулируем первую часть закона Ома. А потом вы в группах на практике установите вторую часть закона Ома. Понятно?
(слайд 5) Опыт 1. – Откройте карточку №2- экспериментальную. Верхнюю часть листа мы заполним вместе, а нижнюю- заполните самостоятельно.
- Проверим, как зависит сила тока в цепи от сопротивления.
- Перед нами электрическая цепь, не полная. Наша задача: включить различные сопротивления и наблюдать, что покажут приборы.
- Обратите внимание, не все деления на шкале подписаны и чтобы точно знать показания, какую величину мы должны вычислить?
-Напоминаю, чтобы вычислить цену деления нужно…
Проведение интерактивного эксперимента, запись результатов, построение графика, формулировка вывода.
Какой отсюда следует вывод? А теперь посмотрите на график. Какую зависимость он показывает?
- Было сложно? Не привычно? Устали? Предлагаю провести физкультминутку (слайд 6).
-Располагаемся удобно, можно остаться в сидячем положении. Физкультминутка юмористическая. Самые спортивные, добавят балл к своей отметке.
-Здорово! Отдохнули?
-(слайд 7) Вторую часть закона Ома, то есть, как связаны между собой сила тока и напряжение нам поможет установить практический эксперимент. Вы работаете самостоятельно, перед вами стоит оборудование, к нему прилагается инструкционная карта. Прочитайте её, вспомните, пожалуйста, правила ТБ ( на слайде дублирую).
-Обратите внимание, электрическая цепь собрана, только не хватает источника питания. У вас на выбор два источника напряжением: 1,5 и 4,5 в. Ваша задача, их правильно соединить, соблюдая полярность, снять показания с амперметра, не забывайте про цену деления, проанализировать полученные значения, по ним построить график (у вас будет две точки) и сформулировать вывод - как зависит сила тока от напряжения. На работу 10 минут.
НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ, только руку поднимайте.
Приступаем (слайд 8)
- Давайте проверим, что у Вас получилось?
- Итак, какой вывод следует?
А теперь соберем вместе две части закона Ома и попробуем его сформулировать.
Молодцы! Запишем общий вывод в специальное окошко на карточке. (Напомнить правила пользования треугольником формул.)
4. Закрепление
- Давайте закрепим, полученные знания с помощью задач. Открываем карточку №3, у каждого свой вариант, на основе закона Ома решаем задачи самостоятельно.
Напоминаю: внимательно прочитайте условие и по картинке определите, что дано и что необходимо найти. А потом, используя только что выведенный закон и математический аппарат, найдите искомую величину. На решение - 5 минут.
После решения мы с Вами проверим, верность вашего ответа ответ. В этом нам помогут интерактивные электрические схемы.
- Готовы? Порошу запомнить полученный результат, а индивидуальный набор карточек, за исключением последней сдать активисту.Я их соберу для выставления отметок за урок, так же собираю «активные карточки»- прибавляющие баллы.
- Молодцы, все справились.
5. Домашнее задание.
Откройте, пожалуйста, дневники, запишите домашнее задание (слайд 9):
Параграфы 42,44; упражнение 29
6. Поведение итогов урока.
- Вы сегодня большие молодцы. Особо хочется отметить:… Спасибо активистам.
У меня к вам последняя просьба: возьмите карточку №4 «Лист самоконтроля» и заполните её. Со звонком работы соберу, на работу минут (слайд 10).
7. Звонок.
- Ребята искренне благодарю за урок, светлого Вам пути! (слайд 11)
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.