Урок по теме: Моря, омывающие берега России
Предмет, класс: |
География, 8 класс |
||||
УМК: |
География. «Классическая линия» (5-9) |
||||
Учебник: |
Баринова И. И. География России. Природа. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Баринова. – М. : Дрофа, 2015. |
||||
№ урока: |
2 |
Тема урока: |
Моря, омывающие берега России. |
||
Цель урока: |
Определение морей, которые омывают берега России. |
||||
Задачи урока: |
Образовательные |
Воспитательные |
Развивающие |
||
Называть и показывать на карте моря, омывающие берега России. Уметь определять типы морей. |
Воспитать эмоционально-ценностное отношение к миру, путем изучения значения морей в жизни страны. |
Развить ответственное отношение к учебе, а также логические действия (мышление, анализ и синтез). |
|||
Планируемые результаты |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||
знать и показывать на карте моря России, определять типы морей. |
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью. |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
|||
Методы и приемы обучения: |
Рассказ, рассказ с элементами беседы, работа с атласом, работа с учебником, работа у карты, фронтальный опрос, взаимоопрос. |
||||
Средства обучения: |
Физическая карта России, мультимедиа-презентация, атлас |
||||
Основные понятия урока |
Окраинные и внутренние моря |
||||
Основная номенклатура урока |
Моря России: Балтийское, Белое, Черное, Азовское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Каспийское море-озеро. |
||||
Межпредметные и внутрипредметные связи: |
География 6 класс (Части океана) |
Ход занятия
Содержание учебного материала |
Методы и приемы |
Деятельность ученика и учителя |
||
Этап: Организационный Время этапа: 3 мин |
||||
Приветствие учащихся. Проверка присутствующих. Определение основных средств обучения на уроке. |
Рассказ |
Учащиеся слушают учителя, при необходимости задают вопросы, исправляют недочеты, допущенные при подготовке к уроку. |
||
Этап: Проверка домашнего задания Время этапа: 10 мин |
||||
1. Выйти к доске и рассказать особенности географического положения России. 2. Выйти к доске, назвать и показать на карте крайние точки Российской Федерации. 3. Выйти к доске, назвать и показать на карте страны-соседи России. |
Работа с картой |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
||
4. Выйти к доске, определить протяженность России. (77°43’ с.ш.- 41°11’ с.ш.)×111° = 36°32’× 111° = 36,53 × 111° = 4054,83 км (с С на Ю) (180°–19°38’ в.д ) +(180°-169°40’ з.д.)×60°= (160°22’+10°20’)×60°=170°42’× 60° = 170,7×60°= 10 242 км (с З на В) (151°+10°) × 44,5° = 161° × 44,5°= 7164,5 км (по СПК) (75° – 48°) × 111°= 27°× 111° = 2997 км (по 110 меридиану) |
Фронтальный опрос |
|
||
5. На каком расстоянии проходит морская граница?
|
|
На расстоянии 12 миль (22,2 км) |
||
Этап: Актуализация знаний Время этапа: 2 мин |
||||
Мы с вами уже говорили, что Россия омывается водами трех океанов: Тихим, Атлантическим и Северным Ледовитым. Сегодня на уроке мы познакомимся с морями, которые омывают берега нашей страны. |
Рассказ с элементами беседы |
Учитель рассказывает, что изучается в курсе географии 8 класса. |
||
Тема сегодняшнего урока: «Моря, омывающие берега России». |
|
|
||
Этап: Изучение нового материала Время этапа: 16 мин |
||||
Всего на Земле 54 моря. Наибольшее число морей принадлежит бассейну Тихого океана – 26, к бассейну Атлантического – 13, у Индийского океана – 5 морей, а 10 морей принадлежит к бассейну Северного Ледовитого океана. |
Рассказ с элементами беседы |
Учитель рассказывает о количестве морей. |
||
Территорию нашей страны омывают воды 12 морей Мирового океана, а также крупнейшее в мире озеро – Каспийское море, которое относится к внутренней бессточной области. Эти моря очень разнообразны по природным условиям, степени изученности и освоенности. |
Рассказ с элементами беседы |
Учитель рассказывает о морях, омывающих берега нашей страны. |
||
Как мы с вами сказали ранее, Россию омывают воды трех океанов и одно море относиться к бессточной области. Давайте изобразим это в виде схемы. |
Заполнение схемы |
|
||
Давайте вспомним, какие типы морей вы знаете? (внутренние и окраинные). |
Фронтальный опрос |
Учащиеся отвечают на вопрос учителя. |
||
По карте атласа найдите и распределите по бассейнам и типам моря России. |
Работа с атласом |
Учащиеся с помощью атласа определяют бассейны и типы морей. |
||
|
Заполнение схемы |
Учащиеся составляют схему, учитель при надобности корректирует. |
||
Моря России имеют важное хозяйственное значение. Прежде всего это дешевые транспортные пути, которые соединяют нашу страну с другими государствами, а также отдельные районы страны между собой. Через моря Северного Ледовитого океана проходит важная транспортная магистраль России – Северный морской путь. Северный морской путь имеет важное хозяйственное и культурное значение для жизни районов Крайнего Севера. Суда, сопровождаемые атомными ледоколами, проходят неоднократно в течении навигационного периода. Это самый короткий морской путь от Санкт-Петербурга до Владивостока. Протяженность Северного морского пути – 14 280 км. Другой морской маршрут, через Атлантический и Индийский океаны занимает имеет протяженность в два раза больше. |
Рассказ с элементами беседы |
Учитель рассказывает о ресурсах морей, задает по ходу вопросы учащимся. |
||
Значительную ценность представляют биологические ресурсы морей. В омывающих морях России обитает почти 900 видов рыб, много морских млекопитающих и моллюсков. Также хозяйственное значение имеют морские водоросли, например, Ламинария, которая используется как в пищу, так и в медицинских и технических целях. |
|
|
||
Также моря используются как энергетический ресурс. Энергия приливов и отливов пока еще не в полной мере используется на территории нашей страны, но имеет большое значение. Кроме того, в настоящее время активно ведется добыча полезных ископаемых из шельфа. Моря являются еще и местом отдыха. Несмотря на то, что большинство наших морей имеют слишком суровые природные условия, есть в России некоторые моря, которые привлекают туристов (Азовское, Черное, Каспийское, Японское). |
|
|
||
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОРЕЙ
|
Рассказ с элементами беседы |
Учитель рассказывает об экологических проблемах морей, по ходу задавая вопросы. |
||
Этап: Рефлексия Время этапа: 7 мин |
||||
Составьте 3 вопроса по теме сегодняшнего урока. |
Взаимоопрос |
Учащимся предлагается составить по три вопроса по теме урока. И задать их друг другу. |
||
Этап: Домашнее задание. Время этапа: 2 мин |
||||
|
|
Учитель объясняет домашнее задание, в случаи необходимости отвечает на вопросы учащихся. |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.