Сценарий к Новому году: «Пишем письмо Деду морозу»
В разработке предложены различные формы отработки написания письма в 5 классе
Цели: Знакомство со структурой письма и обучение написанию его.
Задачи:
- Развивать кругозор, мышление учащихся;
- Обогащать словарный запас школьников;
- Расширять знания детей об истории появления письма;
- Развивать интерес к родине Деда Мороза и желание написать письмо ему;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку
Планируемые результаты:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение.
- уметь оформлять и писать письмо
Основные понятия: эпистолярный жанр, адресат, адресант, почта, адрес
Межпредметные связи: история, этика, литература.
Ресурсы: учебник, словари, карточки
Организация пространства: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент и самоопределение к деятельности |
1. Просмотр фрагмента мультфильма о Дед Морозе Ребята, вы просмотрели фрагмент мультфильма. Кто главный герой мультфильма? Что делает Дед Мороз? А что нужно сделать, чтобы этот волшебник принес и вам подарки? Конечно, написать письмо.
2. Правильно. Откройте тетради, запишите дату и тему занятия. |
Дед Мороз Цель: научиться писать письмо |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний 4-5мин. Цели: повторение изученного материала, необходимого для решения частных задач; выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
3. Прежде чем мы с вами приступим к написанию письма, давайте познакомимся с историей возникновения эпистолярного жанра.
|
УЧЕНИК РАССКАЗЫВАЕТ: Эпистолярное искусство – искусство написания письма существовало с древних времен. История обмена известиями начинается с каменного века. Раньше информация передавалась дымом костров. Поднимаются над холмами столбы дыма – выше, ниже, светлее, темнее. Язык этот понятен многим племенам индейцев. Информацию можно было передать ударами в сигнальные барабаны. Застучали, загремели барабаны и далеко разнесся их рокот, докатился до ближайшей деревни. Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали и дальше передают. И много еще способов придумывали люди: вязали разноцветные узелки на длинных шнурах, передавали букеты (язык цветов – очень древнее изобретение). Позже начали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» и пересказывал адресату. Существовала эстафетная почта: один гонец пересказывал «письмо» другому и так пока не добегут до адресата. С появлением письменности письма писались на разных материалах: на каменных, деревянных и глиняных пластинах, на пальмовых листьях, папирусе, на вощеных дощечках, пергаменте, бересте и, начиная с 15 века, на бумаге. Такая почта работала через гонцов. Употребляемую в наше время форму письма так же как и заклеенный конверт, начали использовать только в 20-х годах 19 века в Англии. В середине того же столетия вошли в употребление почтовые марки. Письма отправляют сегодня определенным образом. Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки и мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. Индексе 6 цифр. Первые 3 цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение. Все это упрощает процедуру доставки писем до нужного места. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Новый материал
|
4. 1.Ребята, а какие виды писем существуют? 2. А к какому виду будет относиться письмо, которое вы будете писать Деду Морозу? Почему? 5. 3. Ребята, перед вами лежит фрагмент из рассказа Николая Носова «Дружок».Давайте прочитаем его вместе. А после прочтения вам предстоит ответить на вопрос: ПОЧЕМУ МИШКА ПОКРАСНЕЛ? Варианты ответа даны после текста. Один раз мы с Мишкой сидели дома. Вдруг кто-то постучал в дверь. Мишка побежал отворять. Оказалось, почтальон. Мишка радостный вбежал в комнату с письмом в руках. - Может быть, это про нашего Дружка! - сказал он и стал разбирать на конверте адрес, который был написан неразборчивыми каракулями. Весь конверт был усеян штемпелями и наклейками с надписями. - Это не нам письмо, - сказал наконец Мишка. - Это маме. Какой-то шибко грамотный человек писал. В одном слове две ошибки сделал: вместо “Песчаная” улица написал “Печная”. Видно, письмо долго по городу ходило, пока куда надо дошло... Мама! - закричал Мишка. - Тебе письмо от какого-то грамотея! - Что это за грамотей? - А вот почитай письмо. Мама разорвала конверт и стала читать вполголоса: “Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень люблю...” Что это? - говорит мама. - Это ведь ты писал! Я засмеялся и посмотрел на Мишку. А он покраснел как варёный рак и убежал. 6.
|
Деловые, поздравительные, личные Личное
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.
|
Штемпель |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1. Прибор с выпуклым обратным изображением чего-л. (рисунка, подписи и т.п.), служащий для получения оттиска, печати, клейма. 2. Оттиск, печать, клеймо, полученные с помощью такого прибора. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. 6. Есть еще очень важные слова, которые имеют отношение к письму. Давайте вместе разберемся с их значениями и запишем их в тетрадь, запоминая правописание. Адрес – надпись на конверте, почтовом отправлении, указывающая место назначения и получателя. (Слово «адрес» немецкого происхождения) Адресат – тот, кому адресовано письмо, почтовое отправление. Это человек. Запишите предложение, разберите его по членам предложения: Адресат получил важное письмо. Адресант – лицо, учреждение, посылающее письмо. Конверт – заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг.
Обратите внимание, слова адресант и адресат очень похожи в написании. Такие слова, имеющие похожее звучание, но разное лексическое значение называются паронимами. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Давайте вернемся с вами к тексту. Вы сказали, что Мишка покраснел, потому что письмо было оформлено неправильно. А как вы думаете, существуют ли определенные правила оформления писем? А какие? |
Дети высказываются… |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. А как вы начали бы свое письмо к Деду Морозу? |
Предположение учеников |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Молодцы, ребята. А теперь давайте попробуем разобраться с вами со структурой письма. Перед вами таблица. В правой колонке даны составляющие элементы письма, а в левой образцы фраз, которые можно употребить в письме. Подберите, пожалуйста, к частям письма нужны слова.
|
ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ТАБЛИЦЫ:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Молодцы, Ребята! А куда вы будете отправлять письмо Деду Морозу? Вы знаете, где находится его родина? |
Дед Мороз живет в Великом У/стюге
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. А сейчас я предлагаю вам приступить к написанию письма, а помогать нам будет волшебная музыка. Напишите начало вашего письма. (Учащиеся выполняют работу под музыку П.И. Чайковского «Январь. У камина») Ребята, я посмотрела, как вы справились с написанием первой части письма. Дома допишите письма и отправьте Деду Морозу. Обратите внимание, что в имени Деда Мороза обе буквы заглавные. Желаю Вам всем получить подарки на Новый Год от Деда Мороза. И успехов вам в наступающем новом году! 12. Спасибо за работу! Посмотрите, новогодняя елка уже пришла к нам в гости! Выходя из кабинета, повесьте, пожалуйста, на нее игрушку, но с учетом, если вам сегодня интересно было на занятии, комфортно и у вас хорошее настроение, то снеговичка. А если у вас плохое настроение и занятие вам не понравилось- Бабу Ягу. |
Я смотрю, как получается написать начало. |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.