Урок памяти "Прикоснись сердцем к Памяти"
Урок построен в форме суда над преступлениями фашизма. Листая страницы, ребята учатся чувствовать, слышать поэзию, уважать историческое прошлое своей Родины. Использована групповая работа учащихся.
Форма проведения: Урок Памяти.
Цель: Воспитывать чувство ответственности за историческую Память, чувство гордости за подвиги дедов и отцов.
Задачи:
- познакомить учащихся с символами Великой Победы;
- работать над развитием самостоятельной обработки материала, его анализом в группе;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать навыки устной речи, выразительного чтения;
- воспитывать чувства.
Оформление:
- Плакаты «9 мая»
- Название мероприятия
- Подготовленный плакат «Бессмертный полк» (на материалах из семейных архивов учащихся)
Оборудование: Проектор, презентации групп учащихся 10-11 класса, Экран, Под экраном цветы и ваза, Колонки, Видеозаписи.
Подготовка
Учащиеся работают в группах:
- чтецы
- Музыкальная группа
- группы, готовящие электронные презентации с их представлением: «Хатынь», «блокада Ленинграда», «Великий перелом – Сталинград» – оформители, которые обобщают материалы по предварительной работе «Наш Бессмертный полк»
- Танцевальная группа– готовит танец
- Подарки ветеранам
- Солдату-фашисту – обозначение (свастика)
- Девочке-Памяти – красный флаг на плечи
Ход мероприятия
Слайд 1
Находится как заставка, пока идет приготовление к уроку
Слайд 2
Звучит спокойная музыка («Тишина», затем музыка делается тише) На фоне музыки чтецы:
Ведущий 1. Вы думаете, павшие молчат?
Ведущий 2. Конечно, да – вы скажете.
Ведущий 3. Неверно!
Ведущий 1.
Они кричат, пока ещё стучат
Сердца живых и осязают нервы.
Они кричат не где-нибудь, а в нас.
За нас кричат. Особенно ночами,
Когда стоит бессонница у глаз
И прошлое толпится за плечами.
Ведущий 2.
Они кричат, когда покой, когда
Приходят в город ветры полевые,
И со звездою говорит звезда,
И памятники дышат, как живые.
Ведущий 3.
Они кричат и будят нас, живых,
Невидимыми, чуткими руками.
Они хотят, чтоб памятником их
Была Земля с пятью материками.
Ведущий 1.
Великая! Она летит во мгле,
Ракетной скоростью до глобуса уменьшена.
Жилая вся. И ходит по Земле
Босая Память – маленькая женщина.
(Выходит девушка-Память, босая, в простом платье, идет медленно, пока читается текст.)
Слайд 3
Ведущий 2.
Она идёт, переступая рвы,
Не требуя ни визы, ни прописки.
В глазах-то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
Ведущий 3.
Её шаги неслышны и легки,
Как ветерки на травах полусонных.
На голове меняются платки -
Знамёна стран, войною потрясённых.
Ведущий 1.
То флаг французский, то британский флаг,
То польский флаг, то чешский, то норвежский…
Ведущий 2.
Но дольше всех не гаснет на плечах
Багряный флаг страны моей Советской.
Ведущий 3.
Он флаг победы. Заревом своим
Он озарил и скорбь и радость встречи.
И может быть, сейчас покрыла им
Моя землячка худенькие плечи.
Ведущий 1.
И вот идёт, печали не тая,
Моя тревога, боль моя и муза.
А может, это гданьская швея?
Ведущий 2. А может, это прачка из Тулузы?
Ведущий 3.
Она идёт, покинув свой уют,
Не о себе – о мире беспокоясь.
И памятники честь ей отдают.
И обелиски кланяются в пояс
Ведущий 1.
От всех фронтов, от всех концлагерей,
От всех могил от Волги до Ла-Манша
И молча путь указывают ей
На Рейн, на Рейн, на огоньки реванша.
Ведущий 2.
Они горят – запальные – во мгле
Преступного, как подлость, равнодушия -
У генералов на штабном столе
И в кабинетах королей оружия.
И где-то там, на Рейне, где-то там
Начальный выстрел зреет, нарастая.
Ведущий 3.
Но Память не заходит к королям.
Она-то знает, женщина простая:
Что королям! Им слёзы не нужны,
Как шлак войны, как прочие отходы.
Встаёт заря с восточной стороны
И обещает добрую погоду.
Ведущий 1. И в этот миг она вошла.
Солдат (с фашистской свастикой на рукаве): Ты что?
Ведущий 2. – И отшатнулся.
Солдат: – Кто ты?!
Память:
Не узнаёшь? Я Память о войне. –
И запахнулась красным полушалком.
Солдат:
Ты русская! Тогда зачем ко мне?
Я не был там.
Память:
Но я и парижанка,
И чешка я… Побудь в моих ночах.
Моей печалью и тревогой маясь.
Ведущий 3.
Менялись флаги на её плечах,
Черты лица и голоса менялись.
Ведущий 1.
И лишь слеза – одна на всех. Со дна
Людского немелеющего горя.
В ней боль одна. И скорбь одна. Она
Везде и всюду солона, как море.
Ведущий 2.
Одна слеза. И гнев из-под бровей
Один. В глазах, как исповедь, открытых.
Память:
Я мать тобой убитых сыновей.
Тобой убитых. И тобой забытых. -
Ведущий 3.
Одна слеза. И блеск седин один,
Как блеск свинца и пепельного снега.
Слайд 4
Память:
Ты слышишь, как гремит в моей груди
Твоим огнём разбуженное эхо?
…Так пусть войдёт бессонница моя
В твои глаза и опалит ресницы
Моей бедой и гневом глаз моих.
А днём уснёшь – она и днём разбудит!
Солдат-фашист:
Но я же рядовой… А рядовых,
Сама ты знаешь, за войну не судят.
Все:
Нет, судят! Встать! Суд идет!
Слушается дело по обвинению фашизма в уничтожении человеческой цивилизации!
(Отрывок из поэмы Е.Исаева «Суд памяти».)
Учитель. Сегодня мы прикоснемся сердцем к тем далеким великим годам, к тем трагическим страницам ВЕЛИКОЙ ИСТОРИИ нашего народа, когда все люди доброй воли сплотились против зверя, и имя этому зверю – фашизм!
Сегодня, проведя символический суд над фашизмом, мы еще раз прочувствуем те далекие и такие близкие события. А началось все 22 июня 1941 года…
Слайд 5
Ведущий 1. Итак, факт 1– Вероломное нападение и уничтожение мирных жителей.
(Звучит фонограмма выступления Ю.Б.Левитана о начале войны.)
(Танец «До свидания, мальчики…».)
Слайд 6,7
Учитель дает короткую информацию о концентрационных лагерях (география, статистика, судьбы) или специально подготовленный ученик.
Ведущий 1. Факт 2 – Создание концентрационных лагерей
Песня «Бухенвальдский набат»
Автор текста (слов): Соболев А.
Композитор (музыка): Мурадели В.
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь,
И восстали вновь,
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!Сотни тысяч заживо сожжённых
Строятся, строятся
В шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят,
С нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это вихрем атомным объятый
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Звон плывёт, плывёт
Над всей землёю,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир,
Берегите, берегите,
Берегите мир!
Берегите, берегите,
Берегите мир!
Ведущий 3: Факт 3 – уничтожение людей, городов и деревень.
Проекты учащихся:
Слайд 8
«Хатынь»,
Слайд 9
«Великая блокада»,
Слайд 10
«Сталинград»
Учитель. Пролистали страницы, которые иногда кажутся за пределами реальности, но это все пережито и перенесено нашими предками
Слайд 11
(Звучит фонограмма Сообщение от информбюро о Победе.)
Чтец 1:
Помните!
Через века, через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда,—
помните!
Слайд 12
Чтец 2:
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Чтец 3:
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте достойны!
Чтец 1:
Люди!
Покуда сердца стучатся,—
помните!
Какою ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста, помните!
Чтец 2:
Песню свою отправляя в полет,—
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет,—
помните!
Слайд 13
Чтец 3:
Детям своим расскажите о них,
Что запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Чтец 1:
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,—
о погибших помните!
Чтец 2:
Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните войну,
люди Земли!
Чтец 3:
Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда,—
заклинаю,—
помните!
Слайд 14
Чтец 1: Объявляется минута молчания.
Учитель: Память к нам приходит в символах. Своеобразными символами Великой Отечественной стали и концентрационные лагеря, и блокада Ленинграда, и Сталинградская битва, и Хатынь– сколько их еще– символов? Пожалуй, трудно будет поместить в отведенное время рассказ обо всех символах той войны. Но война окончилась ПОБЕДОЙ! И сегодня заслуженно символами победы стали ГЕОРГИЕВСКАЯ лента и акция БЕССМЕРТНЫЙ полк.
Слайд 15
Ведущий 1: Наша память воплощена в поддержке и участии в акции «Бессмертный полк»!
Ведущий 2:
Сегодня вся страна парадом
Кто знает, что такое жизнь
Пройдёт за Дедовы награды
За тех, кто головы сложил
Ведущий 3:
Кто помнит муки Ленинграда
Кто воевал на всех фронтах
Пройдут со всеми вместе, рядом
Храня свой Подвиг в орденах
Ведущий 1:
Почёт и Слава Ветеранам -
Гордость и Честь родной страны
Не заживут в нас ваши раны
Проклятой мировой войны
Ведущий 2:
Вы отстояли наше Знамя
Хоть нелегко было в бою
Мы пронесём не просто память
Мы все пройдём в одном строю
Ведущий 3:
Нас Вечное согреет пламя
Для нас готовят ордена
Мы не уроним ваше Знамя!
Если в наш Мир придёт война
Слайд 16
(Звучит песня «И вновь о той весне».)
Дети вручают цветы участникам войны, детям войны.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.