Урок обобщающего повторения: "Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Цели урока:
Обучающие:
- повторить учебный материал по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».
- закрепление у обучающихся навыков решения расчетных, качественных и экспериментальных задач, нахождение ответов на вопросы в нестандартных ситуациях.
Воспитательные:
- способствовать формированию познавательного интереса к предмету, совершенствованию навыков групповой работы, воспитанию коммуникативных качеств учащихся;
- воспитание самостоятельности, ответственности, добросовестного отношения к учебному труду.
Развивающие:
- развивать научность мышления, умение пользоваться приборами, анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы, применять знания при решении задач;
- развивать творческий подход к знаниям, интерес к физике.
Оборудование: стакан с водой, линейка, шарики, бутылка пластмассовая, мяч, резиновая игрушка.
Ход урока
Эпиграф. Тема урока.
Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит вспомнить материал, который мы изучали на предыдущих уроках и закрепить свои знания на практике. Подготовиться к контрольной работе, которая будет на следующем уроке. Тетради открыли, на полях записали число, записали тему урока: "Давление твердых, жидких и газообразных тел". Мы с вами уже проводили уроки с демонстрациями, лабораторные работы и уроки решения задач, а сегодня попробуем объединить их.
И так, начинаем.
"Дождь льет как из ведра, ужас что такое! И вдруг,в городские ворота постучали, и старый король пошел отворять. У ворот стояла принцесса. Боже мой, на кого она была похожа от дождя и непогоды! Вода стекала с ее волос и платья, стекала прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она говорила, что она настоящая принцесса. "Ну, это мы узнаем!" - подумала старая королева, ничего не сказала, и пошла в опочивальню, сняла с кровати все тюфяки и подушки и положила на доски горошину, а потом взяла двадцать тюфяков и положила их на горошину, а на тюфяки еще двадцать перин из гагачьего пуха. На этой постели и уложили на ночь принцессу.
Утром ее спросили, как ей спалось. Ах, ужасно плохо!- отвечала принцесса.- Я всю ночь не сомкнула глаз. Бог знает, что там у меня было в постели! Я лежала на чем-то твердом, и у меня все тело в синяках! Это просто ужас что такое ..."
Не будем продолжать! Это что за сказка? Правильно, «Принцесса на горошине».
Вопросы:
- Почему она испытала неудобство, лежа на перине, под которой были положены такие маленькие горошины? (Принцесса оказывала давление на эту горошину.)
- Как рассчитать это давление? Что такое давление? Записываем в тетради. (p = F/S)
- В каких единицах измеряется давление? (Па)
Ученик рассказывает о давлении твердых тел. (увеличение, уменьшение давления)
Решить задачу. Решают на листочках.
Вопросы к демонстрации
- Посмотрите на эти башенки. Какая из них оказывает наибольшее давление? Почему?
- Так для чего у танка делают гусеницы?
- А как можно увеличить давление? (острый нож, лопата....)
Вопросы: Но не только твердые тела нас окружают.
- В каких еще состояниях может находиться вещество?
- А они могут оказывать давление? (каждый верхний слой давит на нижний)
- От чего будет зависеть давление жидкостей и газов на дно сосудов? (От плотности жидкости или газа, высоты их столба P = ρgh) Запишите формулу на доске. Кто запишет?
Опыт 2
План выполнения (результаты записываем в тетради)
- Возьмите стакан с водой,
- Измерьте высоту столба жидкости в нем, выразите в м,
- Рассчитайте давление, производимое водой на дно сосуда (записать в тетрадь)
Задание на карточке. Нарисуйте, как будет выливаться вода из сосуда.
Вопросы к демонстрации
Демонстрирует ученик атмосферное давление. (бутылочка пластм. с шариком возд.)
- Почему форма шаров такая правильная?
- Закон Паскаля. Как он читается?
Решаем задачу на атмосферное давление в тетради.
Вопросы:
Ученые говорят: "Мы живем на дне воздушного океана"
- Как вы это понимаете? (Атмосфера). Слово «атмосфера» введено М.В. Ломоносовым.
- Что такое атмосферное давление? (Атмосферное давление- давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы).
- Кто обнаружил атмосферное давление. (Торричелли) опыт рассказывает ученик.
- А можно ли рассчитать атмосферное давление по формуле давления жидких тел. (нет)
- В чем измеряется атмосферное давление? (мм. рт. ст.)
- Скольким паскалям равен 1 мм рт ст.? (133,3 Па)
- Какое давление считается нормальным? (760 мм).
А дальше: Физминутка (проводит ученик под музыку).
Продолжаем:
Наша Таня громко плачет,
уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь,
не утонет в речке мяч.
План выполнения:
Опускаем в сосуд мяч, игрушки. Мяч не тонет, игрушка всплывает
Вопросы к демонстрации
- Запишите формулу выталкивающей силы, назовите , от чего она зависит. (F = ρgV)
- Как еще можно вычислить выталкивающую силу? (F(арх) = F(возд) – F(жид)).
- Кто помнит, почему Архимед кричал ЭВРИКА?
Решаем задачу на вычисление архимедовой силы.
О сообщающихся сосудах нам расскажет Ученица
Выполнить задание на карточке.
- А теперь выполним тест по вариантам. (трое работают за компьютерами, трое на листочках выполняют). Получив оценки вешаем стикер.
Ну вот, мы и подошли к концу урока. Мы с вами повторили следующие вопросы:
- Давление твердого тела на опору
- Давление жидкости и газа на дно и стенки сосуда,
- Давление атмосферы
- Выталкивающую силу.
- Сообщающиеся сосуды.
Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!
Рефлексия
Оцените по 5-тибалльной шкале на сколько урок был вам впрок. (вешают стикеры напротив оценки)
Оценки за урок......
Запишите домашнее задание: Повторить все формулы, которые мы сегодня вспомнили. Подготовиться к контрольной работе.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.