Урок истории в 11 классе по теме «Отечественная художественная культура начала XX века» провел учитель Пансиона воспитанниц МО РФ Тарас Сергеевич Кравченко (линия УМК «История России»
Урок предваряет интервью, которое Тарас Кравченко дал директору по внешним связям издательской группы Екатерине Латыповой. Суть ответов.
1) Электронный учебник для него — это современное эффективное средство обучения, помогающее сделать процесс более быстрым, красочным и логичным. Но главное удобство — это возможность пополнения контента.
2) Учитель решает задачу перехода на новый ИКС следующим образом: «Учимся по старым учебникам, но дополняем темы материалом из нового».
3) Система оценивания — рейтинговая. Составлена наподобие Табели о рангах. Учебный год разбит на 10 этапов, что дает ученикам возможность расти и получать более сложные задания и участвовать в интересных мероприятиях. Система стимулирует конкуренцию в учебе среди девочек, обучающихся в закрытом учебном заведении
Урок замыслен и проведен в жанре комментария к выдаче домашнего задания. Четыре задания — четыре этапа урока. Место урока: он предваряет итоговый по теме «Первая мировая, Великая русская революция, Гражданская война (
— Что произошло в эту эпоху, страшную и интересную? — спросил учитель и предложил искать ответы через язык художественной образности.
I. Поэзия Серебряного века
На уроке: определить отношение поэтов к революции по строчкам стихотворений, заодно провести атрибуцию (Блок, Брюсов, Демьян Бедный, Цветаева, Ахматова, Гиппиус). Разговор строится вокруг заданного вопроса — кто принял, кто не принял революцию, а кто был ее частью. Единственный минус — стихи не звучали, они демонстировались со слайдов.
На дом: задание № 1 — первому ряду (девушки сидят в классе рядами по одной). Предстоит работать с сервером ИКС — на основе V раздела составить таблицу: вписать имена и отношение к революции представителей творческой интеллигенции. Продуктом должен стать рассказ о ее расколе.
II. Революция в живописи на рубеже 19–20 веков
На уроке: просмотр слайдов, разговор о художественных экспериментах Кандинского, Бурлюка, раннего Кустодиева. Ключевой вопрос о функциях нового искусства — не только пропаганда, но и фиксация реальности. Проблемный вопрос: как отличить произведения, написанные в революционную эпоху, и позже, но тоже в жанре
На дом: задание № 2 — второму ряду. На сервере найти картины художника Владимирова, определить и обосновать время написания (отсылка к соответствующим параграфам учебника).
III. Плакатное искусство
На уроке — беседа, в ходе которой разбираются функции плаката (пропаганда), целевая аудитория (массы). Что плакат, а что нет? Учитель снова прибегает к операции сравнения: рассматриваются два плаката: известный «Ты записался добровольцем?» и малоизвестный, где, как выясняется, и цвет не тот, и шрифт не тот, и подпись невыигрышная.
Замечательный эпизод урока — про «Окна РОСТА», самый действенный плакатный проект Маяковского. Почему действенный? Простой и прямой. Три краски, две картинки, одна мысль в рифмованной подписи — идеальная ежедневная наглядная агитация, дающая заряд. Попутно учитель знакомит с впечатляющими данными о количестве, ценности и стоимости этой «простоты».
На дом: задание № 3 — третьему ряду. На сервере найти папку «Азбука революции», в ней отражена вся история революции и гражданской войны
IV. Символика воинских знаков
На уроке. Ученица получает индивидуальное задание: в списке ЭОРов найти ролик про орден Красного Знамени (один из высших орденов СССР, первый из всех советских орденов), в дополнение учитель приносит ей
Тогда как с классом учитель начинает новый разговор — о «цветных» полках, отличившихся в борьбе с большевизмом, Корниловском, Дроздовском, Алексеевском, Марковском. Техника та же: изображение, обсуждение с элементом самостоятельной работы. В итоге рассмотрели знаки отличия полков, обсудили, какие символы представлены на каждом, отобрали и перечислили совпадающие. Зачем? Чтобы понять, что белое движение проиграло прежде всего на символическом фронте: крест, терновый венец, холодное оружие, дата создания, имя полководца — эти повторяющиеся символы жертвенной веры и преданности своему командиру уступали по силе воздействия символике первого ордена СССР (о чем рассказала подготовившаяся девушка). Серп, молот, колосья, красное знамя — идея защиты людей труда гораздо позитивнее.
На дом: задание № 4 для четвертого ряда. Найти на сервере и систематизировать символы различных армий эпохи
— Накануне итоговой работы по периоду напоминаю: не забудьте обменяться результатами своей работы в сети, — завершил урок учитель.
…Итак, наглядно видно, что в обучении используется контент, размещенный учителем на сервере, и это снимает вопросы типа «договорились / не договорились про новый учебник», «уже надо или еще не приказали начинать». Когда все ученики в сети, а Сlassmate PC от Intel (сенсорный экран и съемная клавиатура) у них всегда под рукой, учитель может не только дать многое, но и проверить практически всё.
Записала Людмила Кожурина