Урок истории в 10 классе по теме "Почему проиграло Белое движение"
Класс: 10
Учебник (УМК, программа): История России: начало ХХ – начало ХХI в. 10 кл. : учебник/ О.В. Волобуев, С.П. Карпачёв, П.Н. Романов. – М. : Дрофа, 2016. – 367, [1] с.: ил., карт.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Предметные |
Характеризовать Белое движение как одного из участников Гражданской войны в России; познакомиться с биографиями лидеров Белого движения; изучить цели Белой армии в годы Гражданской войны; анализировать отличительные черты политической и социально-экономической программы белых, причины их поражения. |
Регулятивные |
Формулировать цели и задачи урока; планировать деятельность под руководством учителя; оценивать свою деятельность; формировать способность к волевому усилию в преодолении трудностей. |
Познавательные |
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию; перерабатывать получаемую информацию в необходимую для дальнейшей работы виде: составлять схему, кластер, сложный и тезисный план; адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; выполнять учебный проект на основе изученного материала. |
Коммуникативные |
Слушают и слышат друг друга; обмениваются полученными знаниями с классом; делают выводы по прочитанному тексту; работают в группе; высказывают аргументированное суждение о причинах поражения белых в Гражданской войне. |
Личностные |
Понимают роль социально-активной личности в истории; проявляют устойчивый интерес к истории и культуре человечества; осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. |
Этап урока, время этапа |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||||||
Мотивационно-целевой этап (30 секунд) |
Настроить учащихся на работу |
1. Приветствует учащихся. 2. Проверяет готовность к уроку |
1. Приветствуют учителя. 2. Организуют свое рабочее место |
||||||||||||||||||||||||
Ориентировочный этап (7,5 минут) |
Вызвать познавательный интерес к проблеме |
1.Опрашивает учащихся по ранее изученному материалу. На прошлом уроке мы познакомились причинами и этапами Гражданской войны в России. Давайте вспомним, что же привело страну к конфликту? |
1.Отвечают на вопросы учителя, перечисляя причины Гражданской войны в России:
|
||||||||||||||||||||||||
Какие этапы гражданской войны мы можем выделить?
|
В Гражданской войне современная российская историография выделяет 3 этапа: 1-й этап: май 1918 - конец 1918 гг. – противоборство большевиков с представителями социалистического лагеря эсерами и меньшевиками, создавшими правительство КОМУЧа; 2-й этап: конец 1818 – конец 1920 гг. – противоборство между регулярными частями белой и красной армий; 3-й этап: 1921 – 1922 гг. – заключительный этап Гражданской войны, на котором красная армия боролась с массовыми крестьянскими и восстаниями и басмачами в Средней Азии (слайд 2). |
||||||||||||||||||||||||||
2. На прошлом занятии мы с вами характеризовали социальный состав участников Гражданской войны. Давайте еще раз вспомним, на какие же группы можно поделить участников гражданской войны? |
2. Называют участников Гражданской войны в России:
|
||||||||||||||||||||||||||
Что вы уже знаете о Белом движении, его целях, программной идеологии? Советская историография оценивала Белое движение только с отрицательной точки зрения, как главных противников красных. В постперестроечный период, наоборот, белой армии придается романтический налет. Историки начинают говорить об альтернативах, которые могли открыть перед страной совершенно другой путь развития. В современной историографии историки стараются объективно подходить к оценке Белого движения, не видя в них только героев или антигероев. |
Примерные ответы учащихся: Белое движение — военно-политическое движение разнородных в политическом отношении сил, сформированное в ходе Гражданской войны в России с целью свержения советской власти. Термин «Белое движение» зародился в Советской России, а с 1920-х гг. стал употребляться и в русской эмиграции (слайд 4).
Организационное оформление Белого движения началось после Октябрьской революции и ликвидации Учредительного собрания в октябре 1917 — январе 1918 года и завершилось после прихода к власти 18 ноября 1918 года адмирала Колчака и признания Верховного правителя России главными центрами Белого движения на Севере, Северо-Западе и Юге России. |
||||||||||||||||||||||||||
3. Знакомит учащихся с планом урока Сегодня на уроке мы поделимся на группы, и будем выполнять разные задания. Но ваша общая цель выяснить причины поражения белых. Пожалуйста, запишите в тетрадях тему урока «Почему проиграло Белое движение» (слайд 5). На слайдах 6-9 представлены задания для групп. Первая группа – «биографы» познакомится с биографиями основных лидеров Белого движения и попытается ответить на вопрос: «Чего не хватило белым генералам для победы над противником?» (слайд 6) Вторая группа - «военные» составить хронологическую таблицу военных события Гражданской войны, когда проходили основные сражения между белой и красной армиями и также постарается выяснить, в чем же причины военного поражения Белого движения (слайд 7). Третья группа – «политики» познакомиться с политическими и экономическими программами лидеров Белого движения и ответит на вопрос: «Почему программы Белого движения не привлекли население страны на их сторону?» (слайд 8) Четвертая группа – «аналитики» изучат отрывки из мемуаров участников Белого движения и выделяет причины, которые называют авторы воспоминаний (слайд 9). |
3. Записывают в тетрадях тему урока и задания для учебных групп. |
||||||||||||||||||||||||||
В конце урока постараемся ответить на вопрос: «Имело ли шанс на победу Белое движение?» (слайд 10) |
Записывают в тетрадях проблемный вопрос урока. |
||||||||||||||||||||||||||
Поисково-исследовательский этап (15 минут) |
Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения |
1. Организует самостоятельную работу учащихся в группах по выполнению учебных заданий, при необходимости консультируя учащихся в случае затруднений при выполнении работы. |
1.Работают в группах над выполнением учебной задачи, анализируя раздаточный материал. Первая группа – «биографы» знакомится с биографиями А.В. Колчака, А.И. Деникина, П.Н. Врангеля, Н.Н. Юденича, В.О. Каппеля (смотря Приложение 1. Биографии белых генералов). Вторая группа – «военные» составляет хронологическую таблицу посвященную военным действиям между красной и белой армиями. Для этого они читают учебник § 7-8. Гражданская война в России и военный коммунизм, п. 3-6, стр.66-74.
Третья группа – «политики» изучают отрывки за программ А.И. Деникина «Из наказа Особому совещанию», «Из письма А.В. Колчака во французское министерство иностранных дел», «Из сообщения по земельному вопросу правительства Врангеля». (смотря Приложение 2. Программные документы лидеров Белого движения). Четвертая группа – «аналитики» анализируют отрывки воспоминаний участников Белого движения , такие как Из книги воспоминаний митрополита Вениамина «На рубеже двух эпох», Из воспоминаний министра белого Северо-Западного правительства Н. Н. Иванова, Из дневника военного министра колчаковского правительства генерала А. А. Будберга, отрывки из книги В. Шульгина «1920 год» (смотря Приложение 3 Воспоминания участников Белого движения). |
||||||||||||||||||||||||
Практический этап (15 минут) |
Организовать поиск решения проблем. Обеспечить применение полученных знаний на практике |
1.Организует проверку выполнения учениками учебной задачи. |
1.Представители групп выступают перед классом и отвечают на вопрос, на который они должны были дать ответ. Фиксируют в тетрадях ответы выступающих. Примерный ответ участников первой группы. Вопрос: «Чего не хватило белым генералам для победы над противником?» А.В. Колчаку одержать победу над красными, на наш взгляд, помешали следующие причины: 1) численное превосходство красной армии на тех участках фронта, где ей противостояли части Колчака; 2) предательство иностранных союзников, выдавших его советским властям, а также недостаточная помощь боеприпасами со стороны интервентов.
Победа А.И. Деникина над красными не состоялась по следующим причинам:
П.Н. Врангель возглавил армию Вооружённых сил юга России в начале 1920 года, когда основной перевес сил был на стороне красной армии и ему уже сложно было что-то предпринять. ВСЮР удерживал лишь территорию Крыма, который сдала в ноябре 1920 года. Причины по которым проиграли армии Н.Н. Юденича и В.О. Каппеля схожи – это численный перевес войск противника, предательство союзников, не оказавших помощи в должном масштабе. Обобщая можно выделить следующие причины, по которым лидерам Белого движения не удалось одержать победу над красными:
Примерный ответ участников второй группы. Диктуют информацию по военным событиям и называют общую причину поражения белых армий: численное превосходство красной армии, «белый террор»: военная диктатура, реквизиции имущества, насильственная мобилизация в армию, лучшее стратегическое положение красных, отсутствие опоры в массах.
Примерный ответ третьей группы. Вопрос: «Почему программы Белого движения не привлекли население страны на их сторону?» Мы считаем, что население не поддержало программы лидеров Белого движения по следующим причинам:
Примерный ответ представителей четвертой группы. Причины поражения белых, выделяемые авторами воспоминаний:
|
||||||||||||||||||||||||
Рефлексивно-оценочный этап (7 минут) |
Осмысление процесса и результата деятельности |
1.Организует анализ деятельности учащихся на уроке. Давайте, теперь постараемся обобщить все названные причины поражения Белого движения. Пришло время ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока: Имело ли шанс на победу Белое движение? (слайд 12) Какие у вас сложились мысли по этому поводу? Могла ли наша история пойти совсем по другому пути? Что же не хватило белым для победы? |
1.Называют общие причины поражения Белого движения:
Отвечают на проблемный вопрос. |
||||||||||||||||||||||||
2. Задает домашнее задание: прочитать параграф 7-8, повторить записи в тетради; подготовить сообщение на тему «Борьба белых и красных на территории Удмуртии» |
2.Записывают домашнее задание |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.