Урок – исследование по физике в 11-м классе «Электрический ток в электролитах»
Пояснительная записка
МАОУ лицей №28 г.Таганрога с 2015 года является областной пилотной площадкой по апробации ЭФУ.
С 2016 г. – участником проекта «Школа, открытая инновациям».
Активно включившись в апробацию, я провела серию уроков с использованием ЭФУ, применяя различные образовательные технологии. На первоначальном этапе мне было важно выяснить, когда и как наиболее эффективно включать в урок это новое средство.
В результате в качестве основной я выбрала технологию учебных исследований. И это не случайно, поскольку лицей №28 г.Таганрога, в котором я работаю, уже 5 лет сотрудничает в данном направлении со Школьной Лигой РОСНАНО). Также мною используются технология проблемного обучения, и информационно-коммуникативные технологии. Практический опыт проведённых уроков позволил выявить дидактические ресурсы использования медиаобъектов ЭФУ на уроках физики.
Общая часть |
||||
Предмет |
Класс |
Тема урока |
||
Физика |
11 |
Электрический ток в электролитах |
||
Цель урока |
Организация поисково-исследовательской деятельности обучающихся по открытию физической природы электрического тока в растворах и расплавах электролитов |
|||
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
|||
Место урока в учебном курсе |
12 урок в теме «Постоянный электрический ток». |
|||
Используемые УМК |
УМК В. А. Касьянова. Физика (10-11) (углуб.) |
|||
Используемая электронная форма учебника |
||||
Название |
Класс |
Авторы |
||
1) «Физика. 11 класс. Углубленный уровень», издательство «Дрофа», 2017г. |
11 |
Касьянов В.А. |
||
2) «Физика. 10 класс. Углубленный уровень», издательство «Дрофа», 2016г. |
10 |
Касьянов В.А. |
||
3) «Химия.11 класс», издательство «Дрофа», 2017г. |
11 |
О.С.Габриэлян, Г.Г.Лысова |
||
Планируемые образовательные результаты |
||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||
|
|
|
||
Решаемые учебные проблемы |
Основные понятия, изучаемые на уроке |
|||
|
|
|||
ТСО |
Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
|||
|
|
|||
Дидактические средства |
Оборудование |
|||
|
|
|||
Модель применения ЭФУ на уроке (фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа, смена рабочих зон, 1:1) |
||||
Особенности организации учебного пространства: учебное пространство организовано традиционным способом, обучающиеся сидят за партами по двое, компьютер (ноутбук) - на каждого обучающегося. Выделена зона для экспериментальной деятельности (ноутбуки, цифровая лаборатория SensorLab, печатная форма учебника, раздаточный материал, оборудование для выполнения эксперимента). |
Методические особенности и возможности урока:
- формирование навыков поисково-исследовательской деятельности, благодаря использованию навигационно-поисковой системы ЭФУ и цифровой лаборатории SensorLab;
- установление межпредметных связей (физика-химия), благодаря применению ЭФУ;
- возможность осуществлять обратную связь с обучающимися и отслеживать их достижения в режиме реального времени через систему управления классом Acer Classroom Manager;
- организация высокого темпа работы и возможность она одном уроке изучить новый материал с его последующим закреплением и контролем благодаря использованию интерактивной доски, интерактивных тестов ЭФУ, сервиса LearningApps.org;
- учет различий обучающихся по типу восприятия информации (кинестетики, аудиалы, визуалы, дискреты);
- учет физических возможностей учащихся с нарушением зрения, благодаря возможности работать на уроке и с электронной, и печатной формой учебника;
- увеличение объема изучаемого материала без увеличения нагрузки обучающихся, благодаря разбиению материала на части (каждая группа изучает свою часть нового материала), и последующей организации взаимообучения;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения, благодаря осуществлению опережающего обучения. Таким образом, выстраивается индивидуальная траектория обучения отдельных учащихся. При этом, обучающиеся, имеющие пробелы в знаниях, имеют возможность возврата к материалам предыдущего курса (класса);
- повышение мотивации обучающихся, благодаря использованию различных форм и методов работы на уроке, включения каждого обучающегося в поисково-исследовательскую деятельность;
- формирование навыков исследовательской деятельности, благодаря применению технологии учебных исследований;
- формирование навыков использования электронных средств обучения для достижения учебных целей, благодаря сочетанию печатной и электронной форм учебника.
Организационная структура урока
№ п/п |
Этап урока |
Цель этапа |
Используемые ресурсы (ЭФУ, ЭОР и т.д.) |
Содержание педагогического взаимодействия |
Длительность этапа |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
1 |
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Опора на субъектный опыт обучащихся. |
ЭФУ «Физика. 11 класс», Касьянов В.А., стр.53 Презентация (Приложение 1) |
Приветствие.
|
Приветствие.
|
3 мин. |
2 |
Определение темы урока, постановка задач урока |
Формулирование обучающимися темы, образовательных задач урока. |
ЭФУ «Физика. 11 класс», Касьянов В.А. Презентация (Приложение 1) |
|
Тема: «Электрический ток в электролитах». Задачи:
|
5 мин. |
3 |
Актуализация знаний |
Создание «ситуации разрыва» между «знанием» и «незнанием». Формулирование исследовательского вопроса, гипотезы исследования. Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – задач и выбора способа и средств их реализации. |
Сервис LearningApps.org Презентация (Приложение №1)
|
|
|
5 мин. |
4 |
Открытие нового знания |
Организация деятельности учащихся по изучению нового материала: проведению обучающимся учебного исследования |
цифровая лаборатория SensorLab ЭФУ ЭФУ ЭФУ «Химия.11 класс», О.С.Габриэлян, Г.Г.Лысова система управления классом Acer Classroom Manager Презентация (Приложение №1) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
|
|
10 мин. |
5 |
Физкультминутка |
Реализация принципа здоровьесбережения обучающихся |
|
|
|
1 мин. |
6 |
Первичное закрепление |
Представление результатов |
ЭФУ система управления классом Acer Classroom Manager Презентация обучающихся Презентация (Приложение №1) |
|
|
8 мин. |
7 |
Включение нового знания в систему знаний |
Представление нового знания в виде ментальной карты |
Система управления классом Acer Classroom Manager Презентация (Приложение №1) |
|
|
6 мин. |
8 |
Самоконтроль и самопроверка |
Создать условия для самостоятельной работы учащихся с самопроверкой по эталону, самоанализу и самоконтролю. |
сервис LearningApps.org Презентация (Приложение №1)
|
|
|
2 мин. |
9 |
Подведение итогов. Рефлексия деятельности. |
Самоконтроль и самокоррекция знаний и способов действий. |
Презентация (Приложение №1) |
«С какими трудностями Вы столкнулись и, как удалось с их преодолеть?»
Домашнее задание (слайд №14).
|
|
5 мин. |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.