Урок-игра «Ворошиловский стрелок» по теме «Гражданская война и военный коммунизм»
10 класс
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели урока:
- закрепить изученный материал по теме «Россия в годы Гражданской войны» в игровой форме;
- сформировать умение быстро и точно формулировать ответы на поставленные вопросы, анализируя изученный материал и новую информацию, полученную на уроке;
- сформировать положительное отношение к процессу обучения, чувство ответственности за свои действия, закрепить умение работать в команде.
Задачи урока:
предметные:
- выявить уровень знаний учащихся по изученной теме, степень усвоения учащимися основных понятий и фактов по теме «Россия в годы Гражданской войны»;
- обобщить полученные на уроке знания и сформулировать итоги урока;
- показать значение событий Гражданской войны в России в современном мире.
метапредметные:
- сформировать умение использовать полученные знания в условиях быстрых темпов работы в команде;
- закрепить умение быстро анализировать полученную в ходе урока информацию и умение быстро принимать решения;
- научить учащихся корректировать свои действия с учетом меняющихся условий обучающей игры;
- продолжить формирование у учащихся коммуникативных навыков в работе с одноклассниками.
личностные:
- научиться принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- сформировать уважительное отношение к действиям и мнениям одноклассников в условиях игровой деятельности;
- сформировать внутреннюю позицию учащихся к событиям Гражданской войны в России и их влиянию на современность;
- выработать объективное отношение учащегося к собственным действиям в условиях обучающей игры, умение анализировать собственные поступки и находить причины успеха или неудач для последующей работы над ними.
Оборудование:
- электронная система интеллектуальной игры «Ворошиловский стрелок»;
- «звездочки» за каждый правильный ответ (приложение 2);
- таблицы оценивания участников (приложение 1);
- грамоты за I, II и III места, грамоты за звание «лучшего Ворошиловского стрелка».
Ход урока
1. Организационный этап (5 минут)
Учитель объясняет правила игры и проверяет готовность учащихся к уроку.
Правила игры
В игре принимают участие команды учащихся в составе 4-х человек (количество команд не ограничено). Также из числа учащихся формируется Игровое жюри (3-4 ученика), оценивающее ответы команд и выносящее решение о победителях по итогам игры. Учитель в ходе игры выполняет роль Ведущего и является председателем игрового жюри.
Члены команды самостоятельно выбирают своего капитана. Единовременно за игровым столом могут играть не более 4 игроков.
Правила проведения Игры
- Игра состоит из серии боёв. В одном бое одна команда играет против другой. Жеребьёвка команд на каждый бой и формирование групп осуществляется Игровым жюри перед началом мероприятия.
- Ведущий задает вопросы, разбитые по темам, по одному вопросу из темы поочерёдно сверху вниз. В каждой теме, как правило, 4 вопроса без разброса по категории сложности.
- Игрок, желая ответить на вопрос, нажимает на кнопку, после чего раздается звуковой и световой сигнал. Электронная система не пропускает два или более сигнала одновременно, но фиксирует очерёдность нажатия. В случае её отсутствия – решение о том, кто раньше нажал на кнопку, и очерёдность нажатия принимает Ведущий.
- Игрок, нажавший на кнопку после предоставления ему Ведущим права ответа, отвечает на вопрос. При правильном ответе на вопрос игрока, например, за зелёным игровым столом, игрок соперников за зелёным игровым столом покидает игру. При неправильном ответе, покидает игру игрок, давший неправильный ответ. Если игрок зелёного игрового стола после первого правильного ответа, на очередной вопрос дает ещё один правильный ответ, то в этом случае он выбирает того, кто из команды соперников покинет игру: жёлтый или красный. Синий игровой стол – капитанский, капитан покидает игру последним. Время между предоставленным правом ответа и началом ответа определяется усмотрением Ведущего и, как правило, не превышает 3 секунд.
- Если на заданный вопрос поступило несколько сигналов от игроков желающих ответить, то Ведущий опрашивает их последовательно до первого правильного варианта.
- Фальстарта в игре не существует. Игрок может давать сигнал к ответу (нажимать на кнопку) в тот момент, когда он готов отвечать. Формулировка вопроса при этом не уточняется.
- Ведущий в зависимости от обострения игры по своему усмотрению может давать играющим командам дополнительную информацию, способствующую приближению игроков к правильному ответу.
- Каждый участник играет в команде самостоятельно, и советоваться, пользоваться подсказками в любом виде не имеет права. Игрок, нарушивший это правило, дисквалифицируется Ведущим, Игровым жюри на данный бой.
- Если в течение двух вопросов ни одна команда не предприняла попытки ответить (ни один игрок не нажимал на кнопку сигнала) то каждый капитан удаляет любого из игроков своей команды, оставшихся за игровым столом, или сам покидает бой.
Критерии зачета ответа
- Засчитывается точный ответ.
- Если ответ игрока команды не достаточно полон, не достаточно конкретизирован, Ведущий вправе попросить уточнение или дополнение. В зависимости от поправки Ведущий принимает окончательное решение по зачёту ответа.
Условия победы
- Побеждает в бою та команда, хотя бы один игрок которой остался до конца поединка.
- Проигрывает в бою та команда, которая в полном составе покидает игру.
- За каждую победу команда получает четыре балла – по баллу за каждого выбитого игрока команды соперников. Проигравшая команда получает баллы в зависимости от того, сколько игроков команды соперника им удалось выбить.
- Места по итогам игры распределяются по количеству набранных командами баллов. Первое место присуждается команде, набравшей наибольшее количество баллов.
- Игровое жюри имеет право поощрить наиболее активных участников игры.
Оценивание игровой деятельности учащихся
- За каждый правильный ответ игрок получает «звездочку». Игрок, набравший 5 или более «звездочек», получает оценку «5» (отлично). Игроки, набравшие меньше «звездочек», получают оценки «4» (хорошо) и «3» (удовлетворительно).
- Оценивание производится игровым жюри под руководством учителя.
- Критерии оценивания деятельности учащегося:
- количество данных правильных ответов;
- быстрота принятия решений;
- активность учащегося в ходе игры.
2. Игровой этап (30 минут)
Вопросы для проведения игры по теме «Россия в годы Гражданской войны»
Тема: «Красные»
- Легендарный советский тяжелый танк КВ назван в честь ЭТОГО «красного» стрелка. (Ответ: К. Ворошилов)
- Это головной убор красноармейца. По форме он напоминает богатырский шлем и называется «богатыркой». А в честь какого советского кавалериста этот головной убор получил второе название? (Ответ: Буденный)
- Этот начдив Красной Армии стал «звездой» советский кинофильмов, литературных и музыкальных произведений, а также анекдотов. А его фамилия, по одной из версий, означает «цепляй, бери». Назовите эту фамилию. (Ответ: Чапаев)
- В честь этого «красного» командира названо не мало городов, областных районов, предприятий, станций метро, улиц и так далее. В Курске его имя носит одна из улиц Железнодорожного округа. (Ответ: Фрунзе)
Тема: «Красное и белое»
- Цитата Ленина: «А товарищу Троцкому передайте, что он — нехороший человек: красный снаружи, белый внутри!» Название какого овоща мы заменили фразой «нехороший человек»? (Ответ: редиска)
- Флаг этой страны состоит из 2-х цветов: белого и красного. Какая это страна? (Война Советского Союза с этой страной длилась с 1919 по 1921 гг.) (Ответ: Польша)
- Расшифруйте аббревиатуру РККА. (Ответ: Рабоче-крестьянская Красная армия).
- 23 февраля 1918 г. начался «холодный» поход Л.Г. Корнилова на Кубань. Какое прилагательное мы заменили словом «холодный» в тексте данного вопроса? (Ответ: Ледовый).
Тема: Цитаты из фильмов
Из какого фильма взята цитата?
- «Белые придут – грабят, красные придут – грабят! Ну куда крестьянину податься?» («Чапаев»);
- «Скидавай сапоги, дед, власть переменилась!» («Свадьба в Малиновке»);
- «Восток – дело тонкое!» («Белое солнце пустыни»);
- «Гроб с покойником, а вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина…» («Неуловимые мстители»).
Тема: Революция и писатели
- Ешь ананасы, рябчиков жуй,
день твой последний приходит, буржуй.
Кому принадлежат эти строки? (Ответ: В. Маяковский). - «Кончился этот проклятый год. Но что дальше? Может, нечто еще более ужасное. Даже наверное так», – так начинается дневник известного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина «Окаянные дни». Когда же в нем сделана первая запись? (Укажите точно число, месяц и год). (Ответ: 1 января 1918 г.)
- «Конечно, «Новую жизнь» нужно закрыть, — говорил Ленин в приватной беседе. — При теперешних условиях, когда нужно поднять всю страну на защиту революции, всякий интеллигентский пессимизм крайне вреден. А Несчастный — наш человек… Он слишком связан с рабочим классом и с рабочим движением, он сам вышел из «низов». Он, безусловно, к нам вернется». Псевдоним какого писателя мы заменили словом «несчастный»?
- «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» – эти слова были сказаны в начале XIX века и характеризовали крестьянскую войну Е. Пугачева 1773-1775 гг. Однако применить их можно и к Гражданской войне. А кто является автором этих слов?
Тема: Псевдонимы
- Бронштейн, он же Перо, он же Антид Ото, он же Седов, он же Старик, он же… Назовите самый распространенный псевдоним этого революционера. (Ответ: Троцкий)
- Этот советский лидер имел около 150 псевдонимов. Среди них встречаются: Тулин, Владимир Ильин, Старик. Но самый известный по одной из версий произошел от сибирской реки Лена. Назовите его. (Ответ: Ленин)
- Настоящее имя этого писателя – Алексей Максимович Пешков. однако с началом своей писательской карьеры в качестве псевдонима он взял имя своего отца и грустную фамилию. Назовите эти имя и фамилию. (Ответ: Максим Горький)
- Лидер меньшевиков, Юлий Осипович Цедербаум, больше известен под другой, «весенней» фамилией. (Ответ: Мартов)
Белые
- Этот лидер белого движения совершил 3 кругосветных путешествия, участвовал в Русско-Японской и Первой Мировой войнах, в июле 1917 г. был приглашен в США, однако после революции в ноябре 1917 г. стал военным и морским министром Омской директории, а позже объявил себя Верховным правителем России. (Ответ: Александр Васильевич Колчак).
- Один из главных организаторов белого движения на Юге России, Главнокомандующий Добровольческой армией, но лишь немногие знают его как опытного разведчика, востоковеда, отважного генерала Первой Мировой войны. (Ответ: Лавр Георгиевич Корнилов)
- Его называли «черным бароном», так как по происхождению он действительно был бароном, а черным, потому что с 1918 г. носил казачью черкеску такого цвета. Еще о нем говорят как о «последнем рыцаре Российской империи», так как именно с его именем связывают поражение белого движения. (Ответ: генерал-барон Петр Николаевич Врангель)
- В июле 1919 г. на советской территории началась очередная волна мобилизации сил и средств под девизом «Все на борьбу с…» С кем? (Ответ: Антон Иванович Деникин).
Тема: Лозунги
- «Умрём за Родину», «Отечество или смерть», «Лучше смерть, чем гибель России» – лозунги какого движения? (Ответ: белого движения).
- Так назывался декрет-воззвание, принятый 21 февраля 1918 г. в связи с начавшимся германским наступлением. (Ответ: Социалистическое отечество в опасности!).
- «Ни мира, ни войны: мир не подписываем, войну прекращаем, а армию демобилизуем». О каком мире идет речь? (Ответ: Брестский мир).
- Рано утром 6 января 1918 г. в Таврическом дворце матрос А.Г. Железняков произнес: «Караул устал!». Кому же были предназначены эти слова? (Ответ: Членам Учредительного собрания).
Тема: Аббревиатуры
- В декабре 1917 г. была создана ВЧК. Возглавил ее большевик Ф.Э. Дзержинский. Расшифруйте аббревиатуру ВЧК. (Всероссийская чрезвычайная комиссия).
- Первая Конституция РСФСР была принята… (Ответ: 10 июля 1918 г.)
- В связи с началом Гражданской войны советские власти были вынуждены сформировать регулярную армию. 15 января 1918 г.декретов СНК была создана РККА. Расшифруйте аббревиатуру РККА. (Ответ: Рабоче-крестьянская красная армия).
- На VII съезде РСДРП(б) делегаты согласились с доводом Ленина о том, что название партии устарело и партия должна быть переименована в Российскую коммунистическую партию (большевиков) (РКП(б)). Расшифруйте точно прежнее название партии – РСДРП(б). (Ответ: Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков)).
Тема: Сложносокращенные слова (неологизмы)
- Основными задачами этого органа власти были: распределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий, помощь в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев, выдача хлебе деревенской бедноте. (Ответ: комбеды, комитеты бедноты).
- В период «военного коммунизма» это – обязательная сдача государству установленной нормы сельхозпродуктов по ценам, которые определяло государство. Что это? (Ответ: продразверстка).
- До Октябрьской революции 1917 г. существовали министерства как органы ведавшие отдельными отраслями государственного управления, а после были созданы… Какие органы власти пришли на смену министерствам? (Ответ: народные комиссариаты).
- Заполните пропуск.
Потускнел в пыли закат,
снова едет ПРОПУСК,
чтобы с самого утра,
не спросившись, по дворам
для республики за хлебом
иль за пулей из-за хлева.
(Ответ: продотряд).
Тема: Мятежи и восстания
Какие народы «виноваты» в развязывании Гражданской войны в России. Подсказка: с их мятежа начинается «фронтовой этап» в истории Гражданской войны. (Ответ: чехи и словаки. Зачет: восстание Чехословацкого корпуса).
В августе 1920 г. в Тамбовской губернии развернулось мощное крестьянское движение. Под каким названием, происходящем от имени его предводителя, это движение вошло в историю? (Ответ: «антоновщина»).
В каком городе вспыхнуло крупнейшее восстание моряков и рабочих в 1921 г.? (Ответ: Кронштадт).
После покушения на какого политического деятеля 30 июля 1918 г. был принят декрет о «красном терроре»? (Ответ: В.И. Ленин)
Тема: Города
Интервенция началась в марте 1918 г. с высадки английского десанта в этом северном городе. (Ответ: Мурманск).
В этом городе закончил свой путь последний император Николай II, и начал свою политическую карьеру первый президент России Борис Николаевич Ельцин. (Ответ: Екатеринбург).
Когда заканчивается первый период Гражданской войны, названный современниками «войной внутри демократии»? Назовите месяц и год. (Ответ: ноябрь 1918 г.).
Для борьбы с белогвардейцами и интервентами на Дальнем Востоке большевики создали в апреле 1920 года новое государство. Как оно называлось? (Ответ: ДВР, или Дальневосточная Республика).
3. Подведение итогов урока. Рефлексия (10 минут).
- Оценивание участников игры, награждение победителей, выставление оценок.
- Оценка учащимися событий Гражданской войны, формулировка итогов урока.
- Завершающее слово Игрового жюри.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.