Урок Добра "Поможем природе вместе!"
Цель урока – формирование ответственного отношения к природе, окружающей среде, пропаганда положительного воздействия на природу, добрых, благих дел.
Задачи урока:
- Познакомить обучающихся с понятиями «добро», «благотворительность» в процессе усвоения новых понятий, систематизации уже имеющихся знаний, актуализации жизненного опыта обучающихся;
- Развивать сопереживание, сострадание, желание помочь, посредством участия обучающихся в благотворительной деятельности через групповую форму организации учебной деятельности;
- Формировать навыки культуры группового взаимодействия, способствующие выработке толерантного отношения к окружающему миру, природе.
- Формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения, бережного отношения к природе;
- Обогащать представления обучающихся о добре и зле, положительном и отрицательном воздействии человека на природу.
Формы организации деятельности детей: беседа, игры, работа в группах.
Оборудование:
- плакат с эпиграфом к уроку на школьной доске: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». (Л.Н. Толстой)
- аудиозапись песни «Дорогою добра» из к/ф «Маленький мук» (музыка М. Минакова, слова Ю. Энтина)
- проектор, компьютер
- выставка детских рисунков «Спешите делать добрые дела!»
- слайдовая презентация к уроку
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
(Звучит музыка, учитель читает стихотворение)
Как бы жизнь не летала,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле.
Делай доброе дело-
Тем живем на Земле!
– Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок географии, сегодня – Урок Добра.
Давайте улыбнёмся, друг другу, ведь улыбка – это ключ к общению, самый простой способ поднять друг другу настроение. А когда у человека хорошее настроение, это здорово!
2. Этап совместного целеполагания.
– Как вы думаете, почему на уроках географии мы проводим такой урок?
– Как добро и добрые дела связаны с нашим предметом?
– Нужно ли на наших уроках говорить на такие темы?
– Какие вопросы вы хотели бы обсудить сегодня на уроке?
(ответы детей)
– Как человек влияет на природу?
– Как сохранить планету и не привести её к катастрофе?
– Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить живую природу?
(ответы детей)
3. Работа с терминами «добро», «доброта», «благотворительность».
– Что такое добро? (ответы детей)
Рассказ учителя сопровождается слайдовой презентацией
Добро — общее понятие морального сознания, характеризующая положительные нравственные ценности. Изначально было противоположно понятию худа (то есть означало результат действия блага, в противовес результату действия зла), а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, помощи ближнему, незнакомому человеку или животному и растительному миру.
– Что вы понимаете под словом «доброта»? (ответы детей)
Понятие «доброта» в толковом словаре С.И. Ожегова объясняется так: «Доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим».
Задание «Пословицы и поговорки»
– Какие пословицы и поговорки о доброте и добрых делах вы знаете?
(На слайде появляется первая часть пословицы, дети называют окончание пословицы)
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
- Не хвались серебром, а хвались добром.
- Кто добро творит, того Бог отблагодарит.
- Добрые умирают, да дела их живут.
- Худо тому, кто добра не творит никому.
- Доброе дело питает и душу и тело.
- Делай другим добро — будешь и сам без беды.
- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- За добрые дела добром платят.
– Ребята, а вы, слышали термин – «благотворительность»? Что такое «благотворительность»? Для чего она нужна? Кто ей занимается? На кого рассчитаны благотворительные дела? (ответы детей)
В «Иллюстрированном толковом словаре для детей и школьников» В.И.Даля благотворительность – готовность делать добро, помогать бедным, нуждающимся.
Ожегов же дает такое толкование термину «благотворительный»: 1. безвозмездный и направленный на общественную пользу; 2. направленный на оказание материальной помощи неимущим.
Благотворительная деятельность в России регулируется Федеральным законом № 135 от 11 августа 1995 г.«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Кроме названного закона,благотворительная деятельность регулируется соответствующими положениями Конституции (ст. 39) Гражданского кодекса. Одной из форм выражения благотворительной деятельности является Благотворительный фонд.
Смысл благотворительности, конечно же, становится ясен из смысла слов, образующих это слово – творить благое, то есть делать благие дела, помогать там, где нужна помощь.
Задание «Ассоциации»
– А сейчас я предлагаю, вам разделится на 3 группы по 5 человек, и выполнить следующее задание под названием «Ассоциации». (Группы получают задание записать в таблицы ассоциации, которые возникают со словами БЛАГО и ТВОРИТЬ). Например
Творить |
Благо |
Дарить |
Хорошее или Доброе |
Трудиться |
На благо |
Создавать |
Счастье или Красоту |
4. «Поможем природе вместе!»
Кто из нас не мечтает о чистой планете, об исчезновении свалок, о естественной красоте берега река, опушки леса, парка возле дома? В настоящее время в России проблема мусора стоит очень остро: нет регулирующего законодательства, «субботники» уже не в моде, мусорить на природе и не убирать за собой стало традицией.
Ухудшение экологии в мире – это уже не просто слова, это приближение экологической катастрофы, уменьшаются популяции птиц, вымирают десятки и даже сотни видов животных и насекомых, погибают растения.
Во большинстве стран мира экологические проблемы стоят очень и очень остро, поскольку состояние окружающей среды прямо влияет на каждого из нас, на каждое живое существо на планете. Поэтому правительства большинства стран мира предпринимают разного рода меры для снижения вредного влияния человеческой деятельности на экологию и состояние окружающей среды. Почти каждый день на планете проводятся самые разные экологические мероприятия.
Задание «Цветок добрых дел»
– Мы должны учиться быть внимательными и заботливыми по отношению к природе. Давайте поговорим о тех добрых делах, которые вы, как школьники уже осуществили. У каждого на парте лежит лепесток от соцветия ромашки. Напишите на нём то доброе дело, которое вы уже совершили безвозмездно, ничего не требуя в ответ. (Учащиеся заполняют лепестки, затем каждый из них выходит к доске, прикрепляет лепесток к стебельку ростка и вслух произносит, что он сделал)
– Нет ничего плохого в том, что люди говорят о своих добрых делах открыто и смело: это может вдохновить других, задать новую норму взаимодействия для неравнодушных людей. Если вы делаете добро, зачем этого стесняться?
– Смотрите, ребята, у нас расцвели цветы доброты и милосердия. А яркое солнышко освещает не только наш класс, но и наши души. Пусть таких цветов в вашей жизни будет как можно больше!
– Какие добрые дела мы можем совершить сами? Давайте вспомним, какие экологические мероприятия проводятся или проводились в нашей школе, селе?
(Показ презентации, фотографий школьных мероприятий с участием детей)
Акции:
- «Покормите птиц зимой» «Кормушка» Цель: помочь птицам выжить в суровых зимних условиях, подкармливая их.
- «Цветочная клумба»
- «Первоцветы» Цель: Сохранить редкие и исчезающие раноцветущие виды сибирской флоры.
- Всероссийская акция «Сделаем вместе!» в рамках Года Экологии в России, концерты, игры, субботники.
- Работа по благоустройству школьного двора и пришкольной территории.
- «Посади свое дерево»
- «Мой дом – чистый дом!»
- «Вахта Памяти» (весенняя уборка «Аллеи Славы», очистка от снега, мусора зимой и осенью)
- «Сделай свое село чистым и красивым!»
- Конкурсы экологических плакатов, стихотворений, поделок.
– В каких акциях сами принимали участие? Было ли участие добровольным?
Принимая участие в подобных добрых делах, мы не только заботимся о природе, но и пытаемся донести до других людей, что если мы хотим жить среди чистой природы, а чистая природа – это не только красивая «картинка», но и наше здоровье. Заботливое, ответственное отношение к природе должно стать нормальным и естественным для каждого человека.
Задание «Ваши пожелания и предложения»
– Какие добрые дела по защите природе вы можете предложить или хотели бы организовать сами в нашей школе, селе?
Мероприятия, предложенные детьми, для их добровольного участия: «Поможем природе вместе!»
- Экологический десант на берег реки. Река практически заболотилась, покрылась тиной и зарослями. Но местность вокруг реки не теряет свои привлекательность и является очень популярным местом для проведения пикников и посиделок и, как результата таких посиделок, наличия мусора.
- Экологический десант в лесную зону.
- Акция «Посади дерево – сохрани лес!» Посадка деревьев с привлечение членов семьи
- «Сделай своё село красивым!» Озеленение территории школы, села (конкурсы для классов, представляющие собой дизайнерские клумбы, аллеи и интересные цветочные композиции).
- Сельские субботники «Сделаем вместе!»
- Экологические концерты, акции, игры и т.д. на уровне школы, села, района.
5. Рефлексия.
– Что полезного для себя сегодня поняли?
– Найдите слова взаимной благодарности за совместный труд на уроке.
6. Подведение итогов.
– Ждёшь ли ты похвалы на свои добрые дела?
– Легко ли быть добрым человеком?
– Ребята, давайте все вместе будем оберегать нашу природу, очищать нашу планету от мусора. Давайте же привлекать своих друзей в ряды борцов с мусором! И, конечно же, помогать своим родителям «одолеть» правила обращения с мусором. Вся надежда на вас!
Многие из нас предпочитают умно рассуждать о Природе.
Давайте не будем забывать ПРОСТО ДЕЛАТЬ. Реально заботиться о Природе.
Тем более, что это Доброе дело может стать праздником, который объединяет людей.
Делает всех нас по-настоящему лучше.
Мой добрый товарищ, пожалуйста,
Добро совершать не бойся.
Но, только прошу: не жалуйся
Пожалуйста, мне больше.
Не ожидай благодарности
За сделанное тобою,
За те неожиданные радости,
Подаренные добротою!
Исполнение песни «Дорогою добра»
Текст песни «Дорогою Добра»
Автор слов: Энтин Ю.
Композитор: Минков М.Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра,
А если с другом худо -
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
А если с другом худо -
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь -
Не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
– Завершить наш сегодняшний урок мне бы хотелось следующими словами:
Пусть проходят дни, столетья,
Тысячелетья пронесутся —
Доброта и милосердье
Ценностями остаются.
Доброта живет в миру
Даже в злые лихолетья.
Проявляйте доброту —
Будет легче жить на свете!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.