Урок Добра
Название предмета |
Классный час |
Тема |
Урок доброты |
Класс |
4 |
Технология |
– Проблемный диалог – ИКТ – Игровые |
Цель |
способствовать укреплению ценностного отношения к окружающему миру, развивать такое личностное качество как милосердие, воспитывать стремление быть милосердными. |
Сформировать представление об "особом ребенке". Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов. Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни |
|
Форма |
Беседа, игра, игровое упражнение, обсуждение, создание мини проекта «Добро побеждает зло». |
Планируемые результаты |
Знания здоровых детей о детях с ограниченными возможностями, их особенностях и трудностях. |
Ход урока
№пп |
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1 |
Самоопределение к деятельности |
Создает ситуацию для самоопределения обучающихся и принятия или цели урока. Люди на свет |
Проявление интереса к необычному уроку и материалу изучения. |
Проявление положительного отношения к предстоящей деятельности, формирование мотивации к ознакомлению нового материала. (Личностные УУД) |
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок– урок доброты. Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама…..(дети продолжают).Милосердие. – Итак, что же такое милосердие? Как вы понимаете значение этого слова? (Доброта, жалость, помощь, прощение) – Скажите, кто может быть милосердным? (Человек). – Встречались ли вам милосердные люди? |
Ребята сидят полукругом (Учащиеся высказывают различные мнения). |
|||
– Давайте посмотрим, какое определение дается в толковом словаре С.И.Ожегова(Слайд ) (Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия) (Милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения). – Что главное в объяснении значения слова? (Готовность помочь, оказать помощь) |
Дети работают со словарём |
|||
2 |
Актуализация знаний |
-А можете ли вы совершать милосердные поступки? Помогать, прощать, дарить тепло своей души, улыбаться людям? (Да. Помочь пожилому человеку перейти в опасном месте шумную дорогу, пропустить вперед в очереди женщину с ребенком или инвалида, уступить им место в транспорте. Подать руку прохожему на обледенелом тротуаре, сказать сердечное слово ободрения расстроенному товарищу, заслонить от нападений уличного хулигана девушку, сходить в аптеку за лекарством для приболевшего соседа, разделить чье-то горе и подставить свое плечо в несчастье – нет числа случаям, когда один человек может и должен оказать услугу другому.) Ребята, слово «милосердие» состоит из двух частей – милость и сердце, то есть можно сказать, что оно означает сделать милость сердцу. Как просто звучит и как порою тяжело бывает нам это сделать. – Милосердие – традиционная черта россиян. Вернёмся на столетие назад. В 19-начале 20 веков огромные средства расходовались на дела милосердия, благотворительность. В то время в России насчитывалось более 3500 тысяч различных благотворительных обществ, попечительств. – В тяжёлые годы войны, в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили. И после войны сохранились самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимовыручки. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены. |
Дети действуют в соответствии с условиями задания. |
|
3 |
Формирование новых знаний и представлений |
Но вот беда – всё чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Тысячи брошенных детей при живых родителях, неуважительное отношение к старым, пожилым людям, безжалостное отношение к животным. Становятся нормальными, привычными такие качества как равнодушие, бездушие, жестокость. Люди боятся помочь друг другу! Да и сам термин “милосердие” сегодня несколько непопулярен. “Сестра милосердия”, “Брат милосердия” в словаре даны как устаревшие сочетания слов. – А сейчас я хочу, чтобы вы послушали небольшую притчу. (Слайд) |
||
Сказание о милосердии. Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: – О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор? Бог отвечал: – Железо крепче гор, так как оно разбивает их. – А есть ли что-нибудь сильнее железа? – Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его. – А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня? – Есть, вода, так как она тушит огонь. – О Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды? – Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться. – О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра? – Есть, добрый человек, подающий милостыню. – Согласны ли вы с тем, что нет никого сильнее доброго, милосердного человека? – Можно ли за милосердную помощь брать плату? |
Слушают притчу, выявляют основную цель |
|||
6. Игра « Синонимы – антонимы» – А сейчас давайте немного с вами поиграем (Игра «Синонимы – Антонимы»). Давайте на одной половине ватмана напишем синонимы понятия «Милосердие» (красным маркером), а на другой стороне – антонимы (черным маркером). Синонимы – самоотверженность, отзывчивость, сочувствие, честь, человечность, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, долг, доброта, гуманность, любовь, забота. Антонимы – эгоизм, злость, высокомерие, бездушие, жадность, жестокость, черствость, безжалостность, зависть, равнодушие. |
Активно играют |
|||
7. Работа над стихотворением «Милосердие» – Послушайте стихотворение “Милосердие”: Маленький мальчик стоял у витрины |
Группа детей читает стихотворение |
|||
– О чем стихотворение? – Кто проявил милосердие? – Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии? – Что вызвало возмущение ребёнка? Почему? – Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность? (Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому) – Да, проявлять милосердие – большое искусство! – Ребята, как вы думаете, можно ли милосердие в себе воспитать? Как? (Проявляя внимание, заботу к окружающим. Делиться тем, чем можешь поделиться. Оказывать любую помощь и поддержку, которые в наших силах. Нельзя оставаться в стороне, нужно всегда откликаться на чужую беду. Милосердие должно быть деятельным). |
Отвечают на вопросы Дети делают вывод |
|||
8. Физминутка. Прилетели ангелочки – |
Проводят дети |
|||
– Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева "Цветик– семицветик". А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы – будете отвечать. – Сколько лепестков было у волшебного цветка? Слайд – Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели). Слайд – Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид). Слайд – К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Слайд – Кто же это такие – инвалиды? (Ответы) – А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. – Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (Ответы детей) Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы детей) – Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны. – И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас – жизнь и здоровье. Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто– и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п. После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий. Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам. А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым. |
Отвечают на вопросы |
|||
4 |
Первичное закрепление |
9. Практические упражнения 1. Сейчас мы попробуем представить себя на месте этих людей. Я попрошу закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды. Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя. Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение. |
Дети выполняют команды с закрытыми глазами |
|
Рефлексия: Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса). -1. Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука – азбука Брайля, (Слайд ) чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки. – А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? ( ответы детей) -Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки). – Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? ( ответы детей). |
Отвечают на вопросы |
|||
2. – А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это – жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык – по специальной программе. Их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. Я неслышно произнесу вам несколько слов – попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.) – А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой. Попробуйте сами (показываются "буквы" дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. |
Дети друг другу показывают слово |
|||
3.– Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться? – Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак. – Приглашаются ещё 2 человека. Без помощи рук развяжите шнурки на обуви. – Что испытывали? Что хотелось сделать? -А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? И зря не верите. Есть еще много заболеваний, которые мешают жить человеку полноценной жизнью. – Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза? – За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух? |
Дети одной рукой берут мяч с пола |
|||
Стихотворение Кто такие дети-инвалиды? Ну а тех кто их не понимает |
Читает ученик наизусть |
|||
– Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь. А вот как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас. А теперь посмотрите на доску. Перед вами могучее дерево. И имя у него – Дерево Милосердия. Сейчас каждый из вас пусть напишет на листочке доброе дело, которое вы можете сделать в ближайшее время. Листочки магнитиками прикрепите к дереву. |
Ответы детей |
|||
– Молодцы, посмотрите, сколько добрых слов Вы знаете, сколько добрых дел Вы запланировали. Я верю, что эти дела обязательно воплотятся в жизнь, а не останутся только на бумаге. (слайд) Но как бы жизнь ни летела, Дней своих не жалей, Делай доброе дело, Ради счастья людей. -Счастливым себя чувствует тот человек, который делает добро другим. Итог классного часа. – Необходимо ли милосердие в наше время? |
Дети пишут добрые дела |
|||
5 |
Рефлексия и самооценка. |
12. Рефлексия. Ребята, я приглашаю вас встать в круг. Давайте протянем руки перед собой ладонями вверх. Представьте себе, что у каждого из нас на ладонях есть маленькое солнышко. Это солнышко – милосердие, доброта. Оно очень нужно и вам самим, и близким вам людям, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревает нас как солнце. Давайте сделаем круг как можно меньше, встанем теснее и соединим кончики пальцев. Представьте себе, что наши маленькие солнышки соединились в одно. И пусть это солнышко согревает вас и напоминает о добре, милосердии. Сегодня мы много говорили о милосердии. Я думаю, что после сегодняшнего классного часа вы задумаетесь, правильно ли относились друг к другу.. Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант. ( на доске записано: я– хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту). У кого сердечки будут готовы, прикрепите их на доску.(слайд) – Я думаю, то, что вы все на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром. (слайд) |
Дети подводят итог Встают в круг |
|
6 |
Домашнее задание |
Рассказать родителям, близким, друзьям об инвалидах, их возможностях и проблемах. |
Использовать имеющиеся знания и опыт (Регулятивные УУД) |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.