Урок 99. Во сколько раз больше или меньше?
Обобщить знания учащихся об отношениях «больше в», «меньше в» и их взаимосвязи, а также правила кратного сравнения чисел
Закреплять у учащихся знания результатов табличных случаев умножения и деления, а также сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания; умения выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100, находить долю числа действием деления, решать текстовые арифметические задачи, выполнять действия с величинами, работать с таблицей. Развивать у учащихся графические умения и пространственные представления. Формировать у учащихся навыки логических рассуждений, умение выполнять логическую операцию сравнения
Сравнить числа с помощью действия деления. Различать отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и меньше на». Называть результаты всех табличных случаев умножения и деления, а также сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания. Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100. Находить часть числа. Осуществлять контроль правильности вычислений. Определять арифметические действия для решения текстовых задач. Выполнять действия с величинами. Заносить данные ответы арифметических задач в таблицу. Составлять план геометрических построений, выполнять построения с помощью чертёжных инструментов. Находить геометрические фигуры указанной формы на чертеже. Находить различные варианты решения задач
-
Во сколько раз больше или меньше?
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Предложенные младшим школьникам задания способствуют отработке на личностно-значимом уровне внутренней готовности к выполнению требований учебной деятельности. Интерактивное задание. Выполни вычисления и при помощи карточек с числами запиши ответы |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Задания, предложенные на данном этапе урока, помогают учителю обобщить багаж знаний учащихся и их личный опыт работы с материалом. Интерактивное задание. Выполни вычисления и при помощи карточек с числами запиши ответы |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | На данном этапе урока учителю необходимо обеспечить работу с системой заданий, позволяющих учащимся начальной школы обобщить свои знания по изученной теме. Работа с заданием №23 учебника. Интерактивное задание. Выполни вычисления и при помощи карточек с числами запиши ответы |
4 | 4. Целеполагание | Задания, предложенные на данном этапе урока, позволяют организовать самостоятельную учебную деятельность учащихся начальной школы в рамках обобщаемой темы. Работа с заданием № 27 учебника. Реши задачу, запиши решение и ответ. Интерактивное задание. При помощи карточек с числами запиши, во сколько раз ваз меньше, чем цветов, во сколько раз цветов больше, чем ваз |
5 | 5. Открытие новых знаний | Задания, предложенные на данном этапе урока, обеспечивают возможность обобщения учащимися известного способа действий, оттачивается умение его применять на практике. Работа с заданием № 14 учебника. Дети уже вполне самостоятельно могут предложить такое объяснение: «Из машины вышло число, меньшее 12 в несколько раз. На сколько же машина делит? На столько, во сколько раз 12 больше 2. Чтобы узнать это, надо большее число (12) разделить на меньшее (2) (12 : 2 = 6). Ответ: машина делит на число 6». Интерактивное задание. Вставь карточки с числами вместо пропусков |
6 | 6. Первичное закрепление | На данном этапе урока ученики самостоятельно выполняют учебные задания, способствующие обобщению знаний и учебных действий, доводят приобретённые навыки до автоматизма. Работа с заданием № 16 учебника. Скорее всего, учащиеся предложат решить задачу так: «1) Сколько всего игрушек у детей? 5 • 3 = 15. 2) Во сколько раз игрушек больше, чем детей? 15 : 3 = 5. Ответ: в 5 раз. Для того чтобы показать другой путь решения, надо использовать фишки. Сначала выложим в ряд столько жёлтых фишек, сколько всего играло детей. Под каждой жёлтой фишкой выложим в столбик столько красных фишек, сколько игрушек было у каждого ребёнка. Игрушек 5 раз по столько, сколько детей. Значит, игрушек в 5 раз больше, чем детей». Дополнительно спросите у учащихся: «Изменится ли ответ, если играть будут 6 детей, но игрушек у каждого опять будет по 5? (Нет. Игрушек снова будет в 5 раз больше, чем детей.) А изменится ли ответ, если играть будут трое детей, но игрушек у каждого будет 7? (Да. Игрушек будет в 7 раз больше, чем детей.)» Делаем вывод: ответ на вопрос задачи не зависит от числа играющих детей. Важно только, сколько игрушек у каждого ребёнка. Интерактивное задание. При помощи карточек с числами запиши, во сколько раз девочек меньше, чем шариков |
7 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | На данном этапе урока ученики самостоятельно выполняют учебные задания, способствующие обобщению знаний и учебных действий, доводят приобретённые навыки до автоматизма. Работа с заданием № 22 учебника. Покажем на примере, как учащиеся могут рассуждать: «100 — это 10 десятков, поэтому 100 : 2 = 10 д. : 2 = 5 д. = 50». Интерактивное задание. При помощи карточек с числами запиши, во сколько раз слив больше, чем вишен |