Урок 98. В. К. Железников. «Чучело
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции.
Задачи урока
- 1. Воспитание характера и моральных ценностей.
- 2. Анализ текста произведения.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
Автор и рассказчик, портрет литературного героя
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Просмотр видео. Урок начинается с обсуждения прочитанных глав. Вопросы для обсуждения: 1. Расскажите, с каким настроением Лена пришла в школу. 2. Как школьники встретили новенькую? 3. Можете ли вы охарактеризовать ребят, о которых рассказывается в пятой главе? 4. Какое впечатление произвела на Лену встреча с Димой Сомовым? |
2 | 2. Работа с текстом. Домашнее задание | Обратите внимание ребят на то, что в пятой главе участвуют двое взрослых. Одному из них, дедушке, Лена рассказывает историю, и дедушка её комментирует. Но вот в конце отрывка появляется классный руководитель, которую ребята называют Маргаритой. Предложите ученикам найти этот момент и прочитать его вслух. 1. Какой предстаёт перед читателями Маргарита? 2. Чем она озабочена прежде всего? 3. Может ли Лена Бессольцева рассчитывать на её помощь в дальнейшем? Почему вы так решили? После этого можно переходить к прочитанной учениками дома седьмой главе. Учителю следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, эта глава — наиболее сценичная (или «кинематографичная»). Здесь всё очень наглядно, и мы буквально видим, как Железная Кнопка запугивает подозреваемых ею (часто без всяких на то оснований) одноклассников. Во-вторых, в этой сцене мы видим, как прямо на глазах создаётся атмосфера страха, взаимной подозрительности, недоверия ребят друг к другу. Только трое знают правду. Кто это? Как они себя ведут? Чем различается их поведение? Почему они ведут себя по-разному? Итак, сосредоточьтесь на пятерых героях: Железной Кнопке, Диме Сомове, Лене Бессольцевой, Шмакове и Попове. Мнимое признание Лены — это самопожертвование ради друга, ради мальчика, который ей нравится. Какую расплату придумала за это Железная Кнопка? Как отреагировал Сомов, когда его одноклассники придумали для Лены такое наказание? Вы видите, что в итоге на уроке выполняется целый ряд образовательных, развивающих и воспитательных задач. Конечно, здесь не так много теоретических вопросов для изучения или повторения, но есть много важных проблемных ситуаций, которые обращены непосредственно к ученику. Домашнее задание: Прочитать главы девятую, десятую и одиннадцатую. |