Урок 92. А. Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. Писать сочинение на вольную тему.
Задачи урока
- 1. Воспитание характера и моральных ценностей.
- 2. Усвоение и актуализация литературоведческих терминов: роль пейзажа в литературном произведении, автобиографический герой.
Виды деятельности
-
беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
пейзаж в художественном произведении, автор и рассказчик, автобиографичность героя-повествователя, портрет литературного героя
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Ребёнок в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми. Конфликт между различными поколениями в повести. Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия. Отстаивание правды, добра и справедливости. Разговор можно начать с рассказа о писателе. |
2 | 2. Задание | Алексин написал множество замечательных произведений для детей, которые со временем не потеряли своей актуальности. Расскажите шестиклассникам о повестях и рассказах Алексина, перечислите хотя бы некоторые из них. Предлагаемое творческое задание связано с произведениями писателя, которые не входят в программу. Заранее предупредите ребят, что вы ждёте от них письменной творческой работы к четвёртому уроку по данной теме. Им нужно будет сравнить повесть «Мой брат играет на кларнете» с каким-либо другим произведением, написанным А. А. Алексиным. На четвёртом уроке вы не только подведёте итоги изучения темы, но и зачитаете лучшие письменные работы. Ниже приведён примерный список произведений, из которых ученики смогут выбрать одно понравившееся. Некоторые произведения могут показаться слишком «возрастными», но пусть это определят сами учащиеся и напишут об этом. На самом деле тематика близка реальным проблемам современных младших школьников и подростков. |
3 | 3. Работа с текстом. Информация о домашнем задании | Просмотр слайд-шоу. После рассказа о писателе можно поговорить о повести. Она построена в виде дневниковых записей. Первый фрагмент, запись от 21 декабря — тема для обсуждения на уроке. Вопросы для обсуждения: Ведёте ли вы личный дневник? Какие произведения, написанные в дневниковой форме, вы знаете? С какой целью ведёт дневник главная героиня повести? (Можете сразу назвать её по имени — Женя. В учебнике в предложенных отрывках повести это имя появится позже.) Сразу же очевидно, что рассказчица — довольно тщеславная девочка. Правда, она трезво оценивает свои возможности, поэтому путь к славе или хотя бы к самоутверждению для неё лежит через «всемирную известность» её брата: «...он учится на втором курсе Консерватории. Он будет великим музыкантом. Это точно. Я в этом не сомневаюсь! И вот по моему дневнику люди узнают, каким он был в детстве». Итак, девочка хочет прославиться. Но любит ли она своего брата? «Лёва весь, без остатка будет принадлежать искусству. У него не будет оставаться времени ни на какие обыкновенные человеческие дела и заботы. Всё это буду исполнять за него я. Фактически я отрекусь от собственной жизни во имя брата! И поэтому мои тройки не имеют никакого значения». Согласны ли вы с таким жизненным планом? Почему это «тройки» вдруг перестали иметь значение? И почему вдруг — «тройки»? А что об этом говорит мама? Когда мама не соглашается с Женей, то девочка делает неожиданный вывод. Какой же? Прочитайте его вслух. Согласны ли вы с тем, что родители используют вашу откровенность против вас же? Домашнее задание: Прочитать записи дневника от 22 и 27 декабря. |