Урок 90. Измерение времени
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК В. Н. Рудницкой. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Познакомить учащихся с единицами времени и их обозначениями: век, год, месяц, сутки, неделя, час (ч), минута (мин), секунда (с), а также с соотношениями между единицами времени (1 век — 100 лет; 1 год — 12 месяцев; 1 неделя — 7 суток; 1 сутки — 24 ч; 1 ч — 60 мин; 1 мин — 60 с).
Задачи урока
- Научить учащихся определять время с помощью часов, пользоваться календарём, сравнивать величины и выполнять действия с ними.
- Закреплять у учащихся умения выполнять устно и письменно изученные действия с двух-, трёхзначными числами; использовать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях для нахождения значений выражений; вычислять значения буквенных выражений; находить решение задач, содержащих буквенные данные; решать текстовые арифметические задачи (в том числе разными способами).
- Формировать у учащихся навыки исследования текста задачи.
- Развивать у учащихся графические умения и пространственные представления.
- Закреплять у учащихся умения выполнять логические операции классификации и подведения под определение.
Виды деятельности
-
Воспроизводить соотношения между единицами времени.
Определять время с помощью часов и пользоваться календарём.
Сравнивать величины.
Осуществлять необходимые расчёты с величинами.
Выполнять устно и письменно действия с двух-, трёхзначными числами.
Применять правила порядка выполнения действий в числовых выражениях для нахождения значений выражений.
Вычислять значения буквенных выражений.
Находить решение задач, содержащих буквенные данные.
Выбирать арифметические действия для решения текстовых задач.
Оценивать предлагаемое решение задачи и обосновывать свою оценку.
Находить различные способы решения задач.
Отвечать на поставленные вопросы, используя данные таблицы.
Выполнять исследование задачи (в частности, находить лишние данные в её тексте).
Составлять план построения геометрических фигур и выполнять построение с помощью чертёжных инструментов.
Располагать фигуры по отношению друг к другу в соответствии с требованиями задачи.
Разбивать множество чисел на группы в соответствии с заданным основанием.
Выяснять, является ли данная фигура прямоугольником, опираясь на определение и чёткий алгоритм рассуждений.
Ключевые понятия
-
Измерение времени
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Задания, предложенные на данном этапе урока, способствуют переходу младшего школьника в плоскость учебной деятельности. Учителю необходимо выработать на личностнозначимом уровне у учащихся внутренней готовности к выполнению требований учебной деятельности. Работа с заданием № 21 учебника. Задание направлено не только на закрепление вычислительных навыков учащихся, но и на формирование логической операции классификации (разбиение группы чисел на классы по заданному основанию). Предложите детям самостоятельно выполнить задание, а затем обязательно проведите устную проверку по следующим вопросам: «Назовите числа в каждой группе. Сколько чисел в каждой группе? Есть ли числа, которые не попали ни в одну из групп?» Ответы: 84; 816; 522; 420; 432; 228; 684; 756. группа I: 432; 522; группа III: 816; 756; группа II: 84; 684; группа IV: 228; 420. Интерактивное задание. Вычисли и отметь выражения, в ответе которых: красным числа, у которых в разряде единиц есть цифра 2; жёлтым — числа, у которых в разряде единиц есть цифра 4; зелёным — числа, у которых в разряде единиц есть цифра 6, а синим — числа, у которых в разряде единиц есть цифра 8. Интерактивное задание. Запиши, сколько кубиков понадобилось, чтобы построить башню. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Задания, предложенные на данном этапе урока, помогают учителю активизировать у учащихся опыт работы с известным материалом, активировать багаж имеющихся знаний, необходимых для изучения новой темы. Работа с заданием № 24 учебника. Начерти ломаную, состоящую из трёх звеньев, и луч, который пересекает её. Интерактивное задание. Вычисли и запиши ответы. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | На данном этапе урока учителю необходимо обеспечить работу с системой заданий, позволяющих учащимся начальной школы сформулировать вопрос для исследования или темы урока, организовать «открытие» нового знания самими учащимися. Работа с заданием № 1 учебника. Проанализировать и обобщить известные единицы времени. Интерактивное задание. Выдели красным цветом только единицы времени. Интерактивное задание. Рассмотри календарь и заполни пропуски. |
4 | 4. Целеполагание | Задания, предложенные на данном этапе урока, позволяют учителю на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, организовать их самостоятельную учебную деятельность на уроке. Работа с заданием № 2 учебника. Интерактивное задание. Обозначь красным цветом только единицы времени. Интерактивное задание. Запиши сколько вершин у данного многоугольника |
5 | 5. Открытие новых знаний | Задания, предложенные на данном этапе урока, обеспечивают возможность построения учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении учебных задач такого типа. Работа с заданием № 3 учебника. По ходу выполнения задания разрешите учащимся пользоваться календарём текущего года. Особо обратите их внимание на февраль — единственный месяц года, в котором может быть 28 дней (не високосный год) или 29 дней (високосный год). Можно найти и показать детям календарь високосного года. Интерактивное здание. Вычисли и выбери правильные ответы. |
6 | 6. Первичное закрепление | На данном этапе вниманию учеников предлагается несколько типовых задач по новой теме. Младшие школьники (индивидуально, в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному правилу (алгоритму), объясняя и аргументируя свои действия. Работа с заданием № 4 учебника. Важно, чтобы учащиеся не допустили широко распространённой ошибки, что XXI век начинается в 2000 г. На самом деле XXI век начался 1 января 2001 г. Интерактивное здание. Отметь синие точки, симметричные чёрным относительно оси. |
7 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по новому правилу (алгоритму). Задания, предложенные на данном этапе урока, способствуют фиксации полученных знаний, позволяют рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного. Работа с заданием № 5 учебника. Пусть ученики сначала выскажут своё мнение. Завершить обсуждение должен учитель. В частности, можно познакомить их с фактами, зафиксированными в Книге рекордов Гиннесса. «1. В Великобритании проживает примерно четыре тысячи долгожителей в возрасте 100 и более лет. 2. Самую длинную документально подтверждённую жизнь в 120 лет 237 дней прожил Шиге чийо Изуми, родившийся в Японии в 1865 г. и умерший от воспаления лёгких в 1986 г.». Интерактивное задание. Отметь красным данные больше часа и жёлтым – меньше часа. Работа с заданием № 25 учебника. Реши задачу, запиши решение и ответ. Интерактивное задание. Выбери из списка данные больше минуты. |