Урок 9. Тема «Былины». «Три поездки Ильи Муромца (в пересказе А. Нечаева). «Три поездки Ильи Муромца» (отрывки)
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Формировать представления о Родине;
- воспитывать чувство патриотизма;
- познакомить с фольклорными произведениями;
- дать понятие о былине как жанре фольклора;
- учить сравнивать былины;
- обучать самостоятельному чтению на уроке;
- формировать навык чтения молча (про себя);
- отрабатывать навык выразительного чтения.
Виды деятельности
-
Понимать и объяснять понятие «Родина», идентифицировать себя со своим народом и своей страной;
сравнивать произведения фольклора и указывать их особенности (структура, форма, цель);
сравнивать произведения по жанрам и темам;
самостоятельно читать текст молча;
находить и самостоятельно читать фамилию автора и заголовок, правильно называть произведения.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, былина, фольклор
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: работа с выставкой книг | – Большое спасибо, ребята, кто принёс книги с былинами. Рассмотрите их. Былины о каких богатырях в них встречаются? – Есть ли в них былины об Илье Муромце? Назовите их. |
2 | 2. Выявление читательского опыта: работа с текстом произведения | – А теперь вспомним былину, с которой познакомились на предыдущем уроке. Расскажите о семье Ильи Муромца. Расскажите о встрече Ильи Муромца с каликами. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – А сегодня мы познакомимся с новым произведением. Это былина «Три поездки Ильи Муромца». Послушайте. (Учитель читает, ученики следят по тексту.) – Какое произведение прочитали? – О чём говорится в этой былине? – Каким вы представляете Илью Муромца? – Кто автор этого произведения? – Какой заголовок у былины? Прочитайте. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Сколько частей в былине? (3.) – Составим план–схему. – Прочитайте 1–ю часть былины самостоятельно. – Словарная работа. – Как можно назвать эту часть былины? – Прочитайте 2–ю часть былины. – Словарная работа. – Как можно назвать 2–ю часть былины? – Прочитайте 3–ю часть былины. – Словарная работа. – Как можно назвать последнюю часть былины? |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Послушайте былину в стихотворной форме. (Учитель читает отрывок.) – Сравните отрывок из былины «Три поездки Ильи Муромца» с пересказом этой же былины. – Какие устойчивые выражения встречаются в данном отрывке; в пересказе былины? Прочитайте. – Какие повторы встречаются в данном отрывке; в пересказе былины? Прочитайте. – Прочитайте рубрику «Обрати внимание». |
6 | 6. Обобщение изученного | – Каким был Илья Муромец? Объясните. |
7 | 7. Рекомендации для самостоятельной работы дома | – Подготовьте краткий пересказ. – Подготовьте рассказ об Илье Муромце «Илья Муромец — былинный герой». – Выполните задания в тетради. |