Урок 9. Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Отработка порядка действий при списывании и правила правописания собственных имён
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Актуализировать ситуации речевого общения, в которых необходимо указывать возраст; знакомить с нормами речевого этикета; анализировать текст со словами, сходными по звучанию; закреплять алгоритм проведения звукового анализа и порядок действий при списывании
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, речевой этикет, работа в паре, знаки препинания в конце предложения, порядок действий при списывании, звуковой анализ слова, звуковая модель слова, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Рубрика «Давай подумаем» в учебнике с опорой на дидактические рисунки организует обсуждение речевых ситуаций, в которых необходимо указывать свой возраст. При анализе каждого (запись в секцию, предупреждение, информация о цене билетов) необходимо не только обратить внимание на возрастные ограничения, но и напомнить ученикам, что объявления, предупреждения, информация — это разновидности письменной речи, т. е. один из вариантов общения. |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Обрати внимание» в учебнике подводит итоги наблюдения в рубрике «Давай подумаем» |
4 | 4. Этап усвоения новых знаний | Выполняется упражнение 1 (речь) в учебнике — анализ ситуации речевого общения. Текст в юмористической форме обращает внимание учащихся на то, что для ситуаций, приведённых в рубрике «Давай подумаем», важно точно знать, не сколько, например, записывающемуся в секцию лет, месяцев и дней, а сколько исполнилось полных лет. Анализ текста упражнения и последующее обсуждение должны сформировать у учеников навык указания своего возраста (полных лет) в тех ситуациях, когда это оговорено какими-то рамками (запись в секцию, покупка билета и т. д.). Текст упражнения и вопросы к нему читает учитель |
5 | 5. Первичное закрепление материала | Выполняется упражнение 2 (речь; работа в парах) в учебнике — продолжение обсуждения ситуаций рубрики «Давай подумаем». Может быть предложено для парной работы только подготовленным ученикам. Не рекомендуется для фронтальной или самостоятельной работы. Задача данного упражнения состоит в том, чтобы в совместном обсуждении ученики определили ситуации, в которых возрастные ограничения, представленные словами уже и ещё, регламентируют поведение. Например, если в объявлении «Приглашаем мальчиков 8 лет и старше в секцию карате» чётко указан возраст, то из предложенных в упражнении вариантов единственно возможный — «Мне ещё только семь лет» («Я не могу записаться в секцию, так как мне меньше лет, чем указано в объявлении»). Однако следует учесть, что ученики с хорошим языковым чутьём и хорошо развитой речью могут самостоятельно расширить контекст и предложить следующий вариант ответа: «Мне уже семь лет. Значит, в следующем году я смогу записаться в секцию карате». Такие ответы учащихся необходимо приветствовать, однако не рекомендуется специально стимулировать рассуждения учеников дополнительными вопросами: «Если тебе сейчас 7 лет, а в секцию карате записывают с 8 лет, то для тебя 7 лет — это “уже” или “ещё”?» Подобные вопросы только запутают учеников и не будут способствовать чёткому осознанию тех речевых ситуаций, в которых необходимо указывать свой возраст или его оценку («ещё» или «уже») |
6 | 6. Этап усвоения новых знаний | Выполняется фронтально упражнение 3 (язык) в учебнике — формирование нормы правильного употребления слов. Выполняется с комментариями учителя. Если ученики не могут выбрать нужное слово, учитель предлагает правильный ответ без дополнительного обсуждения. Рекомендуется выписать на доске те слова, которые должны записать ученики. |
7 | 7. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Обрати внимание» в учебнике регламентирует (без обсуждения с учащимися) нормы речевого поведения |
8 | 8. Этап усвоения новых знаний | Выполняется упражнение 4 (язык) — наблюдение за омонимами (без введения термина). Текст стихотворения читает учитель, после чего предлагает проанализировать значение слов мишка и Мишка. Рекомендуется сказать ученикам, что с подобными языковыми явлениями они подробно познакомятся во 2 классе. В классах с высоким уровнем подготовленности учеников можно привести дополнительный пример: Над равниной парит орёл. В каникулы я поехал к бабушке в Орёл |
9 | 9. Первичное закрепление материала | Выполняется фронтально упражнение 4 в рабочей тетради — уточнение и расширение словарного запаса учащихся в процессе наблюдения за омонимами; закрепление правила написания заглавной буквы в именах. Запись на доске и в тетрадях: (с) поля — Поля, Серёжка — серёжка Дополнительные задания 1. Списать всё стихотворение или первые две строчки в рабочую тетрадь. 2. Вспомнить пары слов, аналогичные паре Серёжка — серёжка (снежок — Снежок, зорька — Зорька и т. д.) |
10 | 10. Первичное закрепление материала | Дополнительные задания 1. Списать всё стихотворение или первые две строчки в рабочую тетрадь. 2. Вспомнить пары слов, аналогичные паре Серёжка — серёжка (снежок — Снежок, зорька — Зорька и т. д.) |
11 | 11. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 3 в рабочей тетради — совершенствование проведения звукового анализа, сопоставление звукового состава и буквенной записи слов. Правильность выполнения зависит от того, будут ли учащиеся ориентироваться именно на звучание слова при выборе модели. Целесообразно предложить учащимся сначала самостоятельно соотнести слова́ и модели, а потом обязательно с максимально развёрнутым комментированием разобрать это упражнение. Правильное выполнение упражнения: слову гриб соответствует правая модель — [гр’ип], слову ложка соответствует левая модель — [ло́шка], слову лыжи соответствует правая модель, так как звук [ж] — твёрдый согласный, а буква и пишется по правилам орфографии и не обозначает в этом слове мягкость предшествующего согласного звука |
12 | 12. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Звуковая модель слова |
13 | 13. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Звуковая модель слова |
14 | 14. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых |
15 | 15. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 2 в рабочей тетради — совершенствование графического навыка в процессе отработки написания заглавных букв Б, В, Д, которые учащиеся начальной школы иногда склонны смешивать. Первая строчка направлена на отработку первого элемента заглавной буквы Б, а также букв Б, В.Как обычно, перед началом работы нужно обязательно обсудить, чем эти буквы похожи и чем они различаются. Особое внимание при написании элементов этих букв необходимо обращать на место пересечения линий, образующих петлю. На второй строчке к отрабатываемым буквам добавляется заглавная буква Д. Две следующие строчки целесообразно использовать в зависимости от особенностей сформированности графического навыка у учащихся класса. Вариант выполнения. Привлечь материал предыдущего урока и на третьей строчке прописать заглавные и строчные буквы Б, б, В, в, Д, д. Четвёртую использовать для диктанта: ученики записывают первые буквы называемых учителем слов. В ходе диктанта учащиеся должны держать под контролем не только выбор буквы из числа отрабатываемых, но и правило написания заглавных букв. Набор слов может быть таким: девочка, Валя, Борис, Дима, ветер, берёза, берег, Даша, Вера, диван, вода, бабочка, Владимир, Белова, друг, Драгунский |
16 | 16. Дополнительный материал | При необходимости перед выполнением некоторых упражнений с учениками можно повторить порядок действий при списывании |
17 | 17. Дополнительный материал | Списать в тетрадь с доски начало предложения: Я знаю четыре города: …, вспомнить названия городов и записать их в алфавитном порядке |
18 | 18. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |