Урок 9. Конфигурации планет. Синодический период
Разработки уроков (конспекты уроков)
Среднее общее образование
Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (10-11)
Астрономия
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Анализировать условия видимости внешних и внутренних планет.
Задачи урока
- Проанализировать конфигурации планет как различие положения Солнца и планеты относительно земного наблюдателя; исследовать условия видимости планет при различных конфигурациях; ввести понятия синодического и сидерического периодов обращения планет и получить аналитическую зависимость между ними для внешних и внутренних планет.
Виды деятельности
-
Строить логичные устные высказывания, характеризовать условия видимости астрономических объектов (внешних и внутренних планет), извлекать информацию из текста научного содержания, осуществлять самоконтроль деятельности, использовать полученные знания в повседневной жизни, осуществлять рефлексию познавательной деятельности.
Ключевые понятия
-
Конфигурация планет, синодический период, сидерический период, внешние планеты, внутренние планеты, условия видимости планет, элонгация, соединение, противостояние, квадратура.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к деятельности | В ходе беседы акцентируется внимание на обязательном наличии в научной теории элементов, рассмотренных на предыдущем занятии. |
2 | 2.1 Актуализация опыта и предшествующих знаний | После заполнения учащимися пропусков конкретизируется содержание теорий, подчеркиваются достоинства и недостатки данных теорий. |
3 | 2.2 Актуализация опыта и предшествующих знаний | При организации ответов на вопросы, представленные на экране, акцентируется внимание на значении уровня развития наблюдательной техники для подтверждения теоретических положений. |
4 | 3. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | Используя изображения, учитель организует беседу об отличиях современной картины мира от взглядов, существовавших во времена Коперника. Учащиеся подводятся к выводу об учете относительности движения, значимости наблюдений. Учитель подчеркивает, что большинство явлений люди наблюдают относительно системы отсчета, связанной с Землей. Формулируется тема урока. Учащимся предлагается сформулировать собственные вопросы к уроку. |
5 | 4.1 Открытие нового знания учащимися | Перед введением понятия «конфигурация планет» используется механическая модель Солнечной системы — анализируется процесс движения планет, подчеркивается, что система отсчета связана с Солнцем и звездами. Далее используются анимированные изображения для пояснения того, что наблюдаемый характер движения планет определяется выбором системы отсчета. |
6 | 4.2 Открытие нового знания учащимися | Используя иллюстрацию, учащиеся анализируют, на какие группы можно разделить планеты относительно возможных конфигураций; делают вывод о существовании внешних и внутренних планет. |
7 | 4.3 Открытие нового знания учащимися | Используя слайд-шоу, учитель организует обсуждение конфигураций, при которых условия для наблюдения внутренних планет являются наилучшими (элонгации); наихудшими (соединения). |
8 | 4.4 Открытие нового знания учащимися | Используя иллюстрацию, учитель организует беседу о возможных вариантах взаимного расположения внешних планет, Земли и Солнца. Внимание учащихся акцентируется на видимости планет в квадратурах, противостоянии, верхнем соединении. |
9 | 4.5 Открытие нового знания учащимися | Используя иллюстрацию, учитель акцентирует внимание учащихся на конфигурации, в которой может находиться любая планета независимо от того, является она внутренней или внешней; обсуждаются конфигурации, невозможные для внутренних/внешних планет. |
10 | 4.6 Открытие нового знания учащимися | Используя учебник, учащиеся заполняют таблицу, представленную на экране. По итогам работы участвуют в обсуждении результатов. |
11 | 4.7 Открытие нового знания учащимися | Учитель показывает анимацию с движением стрелок часов, проводит аналогию: движение секундной стрелки аналогично обращению вокруг Солнца внутренних планет, минутная стрелка показывает перемещение Земли, часовая – перемещение внешних планет. Внимание учащихся акцентируется на том, что «встречи» секундной и минутной стрелок происходят чаще, чем минутной и часовой. Кроме того, точки встречи располагаются в разных частях циферблата. Для реального движения планет это означает наблюдение одинаковых конфигураций в разных точках орбит в различное календарное время. Вводятся понятия синодического и сидерического периодов. |
12 | 4.8 Открытие нового знания учащимися | Фронтально обсуждается вывод зависимости между синодическим и сидерическим периодами обращения. |
13 | 5.1 Включение нового знания в систему | Учитель организует обсуждение ответов на вопросы и фронтальное решение задач на применение полученных знаний. |
14 | 5.2 Включение нового знания в систему | Учитель организует фронтальное решение задач на применение полученных знаний. |
15 | 5.3 Включение нового знания в систему | Учитель сопровождает процесс самостоятельного выполнения учащимися заданий с последующим обсуждением. |
16 | 6. Рефлексия деятельности | В ходе обсуждения ответов на рефлексивные вопросы необходимо акцентировать внимание на познавательных интересах учащихся. |
17 | 7. Домашнее задание |