Урок 88. А. С. Пушкин. «Зимний вечер». Развитие речи: учимся читать лирическое произведение
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Научиться читать и анализировать лирическое произведение
Задачи урока
- 1. Обратиться к творчеству А. С. Пушкина.
- 2. Выразительное чтение стихотворения «Зимний вечер»
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, выразительное чтение
Ключевые понятия
-
Стихотворение, лирика, А. С. Пушкин, стих, лирика, ритм, рифма
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Учитель рассказывает о новых понятиях: стих, лирика, ритм, рифма Тестовое задание |
2 | 2. Этап усвоения нового материала | Учитель предлагает ученикам сравнить два фрагмента из изученных ранее произведений. Найдите и прочитайте описание ярмарки в повести Сергея Алексеева «История крепостного мальчика» (это начало второй главы «Продали», читаем до слов «...тут коровы, козы, овцы...»). Прочитайте, как изображает Н. А. Некрасов встречу крестьянского мальчика и барина-охотника в стихотворении «Крестьянские дети». Как вы думаете, легче или труднее выучить наизусть фрагмент из повести С. П. Алексеева, чем фрагмент стихотворения? Обращаемся к стихотворению «Зимний вечер» Слайд-шоу «История создания стихотворения» |
3 | 3. Чтение стихотворения учителем. Закрепление изученного материала | Учитель выразительно читает стихотворение «Зимний вечер» 1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение? 2. Каким настроением оно проникнуто? 3. Представляете ли вы себе картину, нарисованную автором в стихотворении? Что именно вы видите и слышите? 4. Найдите и прочитайте обращения к няне. Как, по вашему мнению, поэт к ней относится? Подтвердите ответ словами Пушкина. На экране текст стихотворения |
4 | 4. Итоговое задание | На этом этапе повторяем понятие эпитет. Указываем, что эпитетом может быть прилагательное или наречие. Эпитет может как изображать картину, так и выражать чувства — не зря эпитет относят к изобразительно-выразительным средствам. Вопросы и задания для обсуждения: Можно ли сказать, что это стихотворение только о природе? Почему? Подтвердите ответ строками стихотворения. Тестовое задание |
5 | 5. Информация о домашнем задании | Тестовое задание Задание на дом: 1. Записать литературные термины и выучить их. 2. Повторить стихотворение «Зимний вечер». 3. Выучить стихотворение «Зимнее утро» Подготовка к вечеру поэзии «Пейзажная лирика». Задание для коллективного творческого проекта: подготовить презентацию, посвящённую пейзажной лирике. Этапы работы над проектом такие же, как и при подготовке презентаций по басням. Пятиклассники делятся на группы по четыре человека, и каждый выполняет свою часть работы: — подготовка краткой презентации — представление того или иного поэта (можно предложить тех авторов, произведения которых представлены в учебнике, но о биографии которых не говорилось на уроке подробно) — эту работу выполняет «биограф»; — подготовка видеоряда — слайдов, сопровождающих чтение стихотворения, — эту работу выполняет «бильд-редактор». В случае если школа не оборудована техническими средствами, то бильд-редактор готовит рисунки, иллюстрирующие стихотворение; — подготовка музыкального сопровождения, подбор музыки, за эту часть работы отвечает «музыкант»; — исполнение стихотворения — выбирается «чтец», то есть учащийся, который лучше всех прочитал наизусть стихотворение. Все участники творческой группы должны быть готовы ответить на вопросы учителя и одноклассников о стихотворении: какое оно вызывает настроение, о чём оно, какие изобразительно-выразительные средства используются. Все этапы работы контролируются учителем. В качестве источника поэтических текстов и информации об авторах учитель предлагает ученикам вспомогательную литературу, а также ссылку на сайт http:/www.litera.ru/stixiya/, на котором можно найти множество поэтических текстов и материалов к биографиям писателей и поэтов |