Урок 85. Л. Н. Толстой. «Детство». Взросление Николеньки Иртеньева
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей. 2. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в эпосе.
Задачи урока
- 1. Воспитание характера и моральных ценностей.
- 2. Усвоение и актуализация литературоведческих терминов: роль пейзажа в литературном произведении, автобиографический герой.
Виды деятельности
-
беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
пейзаж в художественном произведении, автор и рассказчик, автобиографичность героя-повествователя, портрет литературного героя
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | На этом уроке важно показать, как изменился герой за время, описываемое в повести. Мы уже касались двойного взгляда на рассказываемые события: взгляда повествователя, близкого к автору, и взгляда ребёнка-рассказчика, искусно имитируемого Толстым. Задание для учащихся: Найдите в повести Л. Н. Толстого фрагменты, где «слышится голос» взрослого рассказчика. После подробного знакомства с текстом на предыдущих уроках настало время для подробного разговора. С этим связано понимание роли детали в литературном произведении. Слайд-шоу, посвящённое портретам работы И. Е. Репина. |
2 | 2. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Для закрепления знания изучаемого текста можно организовать небольшую викторину «Откуда фраза?» Подготовьте заранее несколько запоминающихся фраз из тех фрагментов повести, которые представлены в учебнике. Это могут быть как фразы из диалогов, так и описания персонажей. Кроме того, мысли Николеньки тоже поданы Толстым в запоминающейся формулировке. Используйте все эти фрагменты для чтения в классе: зачитывайте и предлагайте ученикам определить, откуда они. Помимо викторины, В. Г. Маранцман, знакомый с различными методиками изучения Толстого в школе, предлагает анализировать образы героев по сквозным линиям. Например, полезными могут быть такие пересказы, как «Родители Николеньки Иртеньева», «Судьба Карла Иваныча» и т. д. |
3 | 3. Информация о домашнем задании | Портрет М. Горького на экране. Домашнее задание: Прочитать отрывок главы из автобиографической повести М. Горького «Детство» (учебник, ч. 2, с. 181). |