Урок 80. Литературное слушание Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»
- – Формировать читательские умения (различать сказки авторские и народные, различать реальное и волшебное в сказках, выделять положительных и отрицательных героев народных сказок, сравнивать их, находить и самостоятельно читать книги о животных, выполнять задания по теме чтения).
-
– Сравнивать русские народные сказки и сказки народов мира;
– различать реальные события и волшебные;
– выбирать в библиотеке книги на заданную тему (о животных);
– составлять книгу–самоделку о героях–животных;
– знать 3–5 фамилий авторов, которые пишут о животных.
-
Жанр, тема, авторская сказка, Р. Киплинг
№ | Название этапа | Методический комментарий | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: тест | – Ребята, как называется раздел учебника, с которым мы сейчас работаем? – Давайте выполним задания и вспомним произведения, с которыми мы познакомились в этом разделе учебника. (При выполнении заданий ученики вспоминают произведения, пересказывают отрывки; во время ответов можно пользоваться учебником и учебной хрестоматией.) – При выполнении задания 3 ученики называют произведения авторов. Когда соединят имя и фамилию Мамина-Сибиряка, то учитель может проверить домашнее задание: выразительное чтение отрывка из сказки писателя. | ||||||||
2 | 2. Выявление читательского опыта: работа с выставкой книг | – Молодцы! Большое спасибо тем ребятам, кто принёс и прочитал сказку Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». – Расскажите сказку. – (Учитель ставит книгу на выставку.) – А сегодня мы продолжим пополнять нашу выставку книг произведениями о животных. – (Учитель ставит на выставку 2–3 книги Р. Киплинга.) – Рассмотрите книги на выставке. Прочитайте фамилию автора. – Прочитайте заголовки книг. На что обратили внимание? Действительно, многие книги Джозефа Редьярда Киплинга рассказывают о том, что происходило когда-то давно, и объясняется, как это повлияло на жизнь сегодняшнюю. У Киплинга несколько таких сказок: «Отчего у Верблюда горб», «Откуда у Носорога шкура», «Откуда взялись Броненосцы», «Слоненок». Это своеобразные мифы о том, как мир стал таким, каков он сейчас, как и почему звери приняли современный вид. |
||||||||
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Познакомимся с произведением Киплинга «Откуда у кита такая глотка». Послушайте. (Чтение учителем сказки «Откуда у кита такая глотка». Текст дан в учебной хрестоматии, 2 класс, 1 часть, авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф.) – Кому понравилось это произведение? – Что понравилось? Когда волновались? Когда переживали? – Выполните модель обложки произведения, которое вы услышали. – Проверьте свои работы. Докажите свой выбор. – Почему выбрали круг? (Признаки сказки.) – Почему выбрали коричневый цвет? (Сказка о животных.) – Какая ещё эта сказка? (Авторская (литературная)). Укажем фамилию автора и заголовок. | ||||||||
4 | 4. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Прочитаем первый абзац текста сказки. Когда происходили события? Что делал Кит? Какую рыбу ел Кит? – Почему уцелела Малютка-Колюшка? – Что предложила эта рыбка Киту? Расскажите. – Сколько людей решил съесть Кит? (Полдесятка.) Это сколько? – Что ему ответила рыбка? – Почему она сказала, что Киту хватит и одного? Прочитайте. (Но я должна сказать тебе по совести, что этот человек очень находчивый, умный и храбрый.) | ||||||||
5 | 5. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | – Действительно ли Моряк был находчивый, умный и храбрый? Объясните. – Докажите словами из текста. – Какие ещё доказательства вы нашли? – Какие предметы сыграли решающую роль в спасении человека? – Как он их использовал? Найдите и прочитайте этот отрывок. – Можно ли человека назвать изобретателем? – О каком изобретении говорится в тексте? – Так почему киты в настоящее время не глотают людей? – Ребята, а как вы думаете, правда ли у кита есть решётка? – Работа со справочной литературой. – А почему же это сказка, если у кита действительно есть решётка? – Просмотрите текст и найдите доказательства, что это сказка. – Заполним таблицу примерами:
(Учитель использует интерактивную доску, а ученики работают на своих листочках.) |
||||||||
6 | 6. Обобщение изученного: изготовление книжки-самоделки | – Изготовление книжки-самоделки, которая подписывается, когда, кем и где она была выполнена. | ||||||||
7 | 7. Обобщение изученного: работа с кроссвордом | – А теперь вспомним героев и сюжет сказки и отгадаем кроссворд. | ||||||||
8 | 8. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | – Подготовьте краткий пересказ сказки. – Найдите в библиотеке книги сказок английского писателя Джозефа Редьярда Киплинга. Прочитайте одну из них, обратив внимание на переводчика. – Учитель обращает внимание на выставку книг. |