Урок 8. Роман А. С. Пушкина «Дубровский». Главы V-VII
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Анализ V-VII глав романа А. С. Пушкина «Дубровский».
Задачи урока
- Пересказывать и анализировать текст произведения. Охарактеризовать главного героя романа, его внутренний мир. Выявить приёмы, которыми автор создает образ героя. Обсуждение эпизодов бунта крестьян и обстоятельств, повлиявших на решение Дубровского стать разбойников.
- Введение понятия «романтический герой».
Виды деятельности
-
Лекция, пересказ, комментированное чтение, работа с текстом, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Главный герой, характер, романтический герой
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания, повторение изученного. | Повторение изученного: учащимся предлагается вспомнить, что им известно о Владимире Дубровском. |
2 | 2. Усвоения нового материала. | Работа с эпизодом «Владимир Дубровский в кистенёвской роще». Чтение эпизода вслух. Обсуждение прочитанного с опорой на интерактивные задания. Вопросы: – Прочитайте описание лица Владимира во время похорон. Можно ли догадаться, что происходит у него в душе? – Думает ли Владимир о своей будущей судьбе? – Заметна ли для читателя перекличка между переживаниями Дубровского и описаниями природы в романе? |
3 | 3. Этап усвоения нового материала и рефлексия учебной деятельности. | Работа с эпизодом «Бунт крепостных и пожар в Кистенёвке». Учащиеся слушают фрагмент романа и выполняют интерактивное задание. Необходимо проследить по тексту, как нарастает гнев и возмущение крепостных; обратить внимание на то, что крестьяне, обращаясь к Владимиру, называют хозяином его, хотя он уже не владелец Кистенёвки. Обсуждение эпизода по вопросам рубрики «Выскажите своё отношение к прочитанному» (учебник, ч. 1, с. 66). Примерные ответы учащихся (из МП Б. А. Ланина, 56) «Дубровский поджёг дом, но не хотел смерти людей. Поступок Архипа стал причиной гибели приказных вместе с исправником. Но Архип – не злодей. Он мстит за то зло, которое причинили продажные судьи. Но душа у него добрая и отзывчивая. Рискую собой, Архип лезет на загоревшуюся крышу, чтобы спасти кошку. В отличие от своих крепостных, Дубровский понимал, что причина его несчастий – не приказные, а Троекуров». |
4 | 4. Этап усвоения нового материала. Рефлексия учебной деятельности. | Анализ текста главы VII. Фронтальная беседа по вопросам. – Что заставило Дубровского стать разбойником? – Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе? Анализа образа Владимира Дубровского позволяет ввести понятие «романтический герой». (МП Ланина, с. 57) Романтический герой – один из художественных образов в литературе романтизма: исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Он всегда одинок. В его душе происходит яростная борьба. Романтический герой либо сам бежит из привычного, удобного для других мира, который кажется ему тюрьмой, либо является изгнанником поневоле. – Вспомните, в каких произведениях вы встречались с благородными разбойниками. Как вы думаете, что общего у них с Владимиром Дубровским? Знаете ли вы, кто такой Робин Гуд? |
5 | 5. Информация о домашнем задании. | 1. Прочитать главы VIII–XII. 2. Подготовить пересказ «Как Дубровский стал Дефоржем». |