Урок 8. Речевой этикет: использование слова ты, вы при общении. Правописание собственных имён
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Знакомить с правилами употребления слов ты и вы при общении; анализировать ситуации представления (использование имени и фамилии); повторить признаки имён собственных и правило их написание; повторить работу со звуковыми моделями
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, речевой этикет, собственные имена, правописание собственных имён, работа в паре, словарные слова, звуковой анализ слова, звуковая модель слова, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — обсуждение текста, в котором ставится проблемный вопрос об использовании в речи слов ты и вы (термин «местоимение» не используется). Задача учителя — объяснить учащимся правила употребления слов ты и вы. В дополнение к заданию упражнения учитель может задать вопрос: «Какое слово — ты или вы — следует использовать, если обращаешься: к маме, директору школы, старшей сестре друга (подруги), продавцу и т. д.?» |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Обрати внимание» в учебнике подводит итоги наблюдения в упражнении 1. Обрати внимание. Выбор местоимения ты или вы при общении обусловлен не только возрастом и социальным положением собеседников. В некоторых семьях до сих пор дети обращаются к родителям, бабушкам и дедушкам, тётям и дядям на «вы», тогда как в других семьях нормативным является использование местоимения ты по отношению ко всем членам семьи. Рекомендуется не акцентировать внимание учеников на возможных обращениях на «ты» внутри семьи, объяснив учащимся, что в любой ситуации при выражении уважения к собеседнику и при отсутствии между говорящим и слушающим семейных или тесных дружеских отношений используется местоимение вы. Именно поэтому обязательным по отношению к старшему является обращение вы, но и старший по возрасту может обратиться к младшему на вы, подчёркивая тем самым своё уважение (можно назвать ученикам функцию местоимения в данном употреблении — «вы вежливости»). Не рекомендуется анализировать с учениками ситуации использования местоимения вы в ироническом контексте |
4 | 4. Этап усвоения новых знаний | Выполняется фронтально упражнение 2 (речь) в учебнике — анализ речевой ситуации, изображённой на рисунке, решение проблемного вопроса о необходимости представления себя при общении. Рекомендуется предложить ученикам проанализировать рисунки и подписи к ним. Затем учитель задаёт вопрос: «Как вы думаете, почему взрослый человек не понял вопрос мальчика?» Очень важно, чтобы в ответах учеников прозвучало как можно больше вариантов ответов: мальчик не назвал фамилию мамы, мальчик не представился, не ясно, чью маму нужно позвать, и т. п. Если какие-то из аспектов данной ситуации не названы учащимися, учитель называет их сам или задаёт необходимые вопросы. Такое обсуждение способствует пониманию учениками необходимости представления себя при общении на расстоянии (как по телефону, так и при интернет-общении). Обратите внимание. Любое устное или письменное речевое общение всегда целенаправленно: говорящий и слушающий преследую определённые цели — общения, сообщения, воздействия. Если целевые установки не реализованы, такая ситуация называется коммуникативной неудачей (неудачей речевого общения) |
5 | 5. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 3 (язык; трудное) в учебнике — закрепление навыка записи собственных имён. Данное упражнение помечено значком «гиря» (трудное), так как каждый из учеников должен самостоятельно записать необходимую информацию. Если учитель считает, что ученики его класса не готовы к подобной работе, но с помощью учителя на доске записывается любое предложение, например: Нашу учительницу зовут… Затем это предложение ученики списывают в тетради. Следует также иметь в виду ситуации, когда у детей отсутствуют родители, бабушки или дедушки: если учитель располагает подобной информацией хотя бы об одном ребёнке из класса, рекомендуется заменить предложения из упражнения на нейтральные, не касающиеся темы семьи |
6 | 6. Этап усвоения новых знаний | Словарное слово фами́лия. При работе со словарными словами как в 1 классе, так и в последующих учитель использует те методические приёмы, которые кажутся ему наиболее оправданными, входят в его «методическую копилку»: ведение орфографического словарика, проработка значения и употребления словарных слов, составление с ними предложений и т. п. Место работы со словарными словами (начало, середина, конец урока) также определяется учителем по своему усмотрению |
7 | 7. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 5 (язык) в учебнике — повторение работы со звуковыми моделями. Рекомендуется для индивидуальной работы с учениками, испытывающими трудности в звуковом анализе. В классах с высоким темпом работы может быть рекомендовано для парной или самостоятельной работы. В классах, где ученики испытывают трудности в изучении русского языка, перед выполнением упражнения рекомендуется несколько раз произнести слово фамилия, выделяя каждый звук, особенно предпоследний — согласный [j’]. Ответ: звуковую схему слова фамилия правильно выложил Антон |
8 | 8. Первичное закрепление материала | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — закрепление написания словарных слов дорога, фамилия, до свидания. В зависимости от уровня подготовленности класса возможны два варианта выполнения в более сильном классе учащиеся самостоятельно вставляют пропущенные буквы, затем в ходе проверки сообщают, какие буквы выбраны, а потом вписывают пропущенные слова в предложения. В слабом классе лучше использовать это упражнение не столько для контроля, сколько для отработки написания слов. Для этого работу лучше организовать максимально развёрнуто, с обязательным постоянным орфографическим проговариванием слов. Сначала учащиеся читают слово с пропуском, догадываются, что это за слово, далее учитель просит проговорить это слово орфографически, чтобы было понятно, какая буква должна быть вписана. После проговаривания буква называется и вписывается. Перед записью слов в предложения они также проговариваются орфографически. |
9 | 9. Первичное закрепление материала | Дополнительные задания 1. Списать предложения в рабочую тетрадь. Устно придумать свои предложения с данными словарными словами, при наличии времени самые интересные предложения записать под диктовку учителя в тетрадь (по одному предложению с каждым из слов) |
10 | 10. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 4 (язык; работа в парах) в учебнике — закрепление знания русского алфавита и повторение правила написания собственных имён. Рекомендуется для парной работы подготовленным ученикам или фронтально |
11 | 11. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
12 | 12. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 2 в рабочей тетради — совершенствование графического навыка в процессе отработки букв, которые учащиеся начальной школы иногда склонны смешивать. Первая строчка направлена на отработку написания строчных букв в и д. Перед началом работы нужно обязательно обсудить, чем эти буквы похожи и чем они различаются. Если в классе есть дети, склонные к смешиванию этих букв, целесообразно именно их попросить рассказать о различиях между буквами, при этом можно обратить их внимание на элементы, прописанные на строке. Особое внимание при написании элементов этих букв необходимо обращать на место пересечения линии, завершающей петлю: оно должно точно совпадать с точной пересечения начинающей петлю линии с линией рабочей строки.Вторая строчка направлена на отработку написания строчных букв б и д, при этом также необходимо отметить, что они различаются вторыми элементами, поэтому именно эти элементы и вынесены на строчку. На третьей строчке отрабатывается написание строчных букв д и у. Последнюю строчку целесообразно использовать для проведения диктанта букв по описанию: учитель, не называя букву, описывает, из каких элементов она состоит; учащиеся записывают её. Текст диктанта может быть таким: «Это строчная буква, её первый элемент — овал, второй элемент — длинная линия с петлёй внизу (д); это строчная буква, её первый элемент — петля над рабочей строкой, второй элемент — овал (в); это строчная буква, её первый элемент — короткая линия с закруглением внизу, второй элемент — длинная линия с петлёй внизу (у) и т. д.». Вариант выполнения. Диктант букв в обычной форме: учитель называет букву, учащиеся записывают её |
13 | 13. Дополнительный материал | Перед началом выполнения следующего задания целесообразно повторить алфавит |
14 | 14. Дополнительный материал | Выполняется фронтально упражнение 5 в рабочей тетради — повторение порядка букв в русском алфавите, практическое применения знания алфавита. При этом важно выработать алгоритм выполнения задания в ходе совместного обсуждения с учащимися, а не предлагать его в готовом виде. Перед началом выполнения целесообразно повторить алфавит. В слабом классе после повторения можно разрешить открыть форзац учебника с алфавитом. При выполнении прежде всего нужно обратить внимание учащихся, что в алфавитном порядке нужно будет располагать фамилии авторов (а не имена, хотя каждая строчка начинается с имён), поэтому целесообразно сначала подчеркнуть фамилии одной линией, а первую букву в них ещё одной дополнительной короткой линией. После этого стоит выслушать мнение учащихся, как лучше организовать работу. В результате можно идти двумя путями: 1) по порядку назвать буквы алфавита и проверять, есть ли фамилия на эту букву; 2) выписать первые буквы фамилий и смотреть, какая из них ближе к началу алфавита. Последовательность цифр должна быть такой: 3, 1, 6, 2, 4, 5 |
15 | 15. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |