Урок 8. Бессоюзные сложные предложения со значением времени или условия, следствия или вывода
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Помочь учащимся практически усвоить понятия «бессоюзные сложные предложения со значением времени или условия, следствия или вывода»
Задачи урока
- Вырабатывать у учащихся:
- понимание структурных и семантических особенностей бессоюзных сложных предложений с указанными значениями, умения их правильно интонировать и соблюдать в практике письма основные правила пунктуации
Виды деятельности
-
Определять структурные и семантические признаки бессоюзных сложных предложений со значением времени или условия, следствия или вывода; отграничивать предложения данных видов от других бессоюзных и союзных сложных предложений, верно расставлять знаки препинания на границе частей и уметь объяснять их постановку; выполнять синтаксический разбор.
Ключевые понятия
-
Бессоюзные сложные предложения со значением времени или условия, следствия или вывода; их предикативные части, интонация обусловленности бессоюзного сложного предложения
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация прежних знаний | Проверка выполнения упражнения № 151. 1, 4, 5 рабочей тетради. После повторения сведений о бессоюзных сложных предложениях со значением противопоставления, сравнения, указания на быструю смену событий переход к теме урока. |
2 | 2. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Продолжая изучение БСП, в которых ставится тире между частями, учитель характеризует следующий их вид. Это предложения в первой части которых указывается условие действия, выраженного во второй части, при этом первая часть может быть преобразована в придаточное условия с союзом если; или время действия, выраженного в первой части, при этом первая часть может быть преобразована в придаточное времени с союзом когда. Первая часть таких предложений произносится с повышением голоса, вторая часть — с его понижением. Часто разграничить эти значения — времени и условия — в конкретных случаях невозможно. Освоение значения времени или условия практически: отграничение бессоюзных сложных предложений с этими значениями от других бессоюзных сложных предложений (изученных ранее типов). |
3 | 3. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Также между частями БСП ставится тире, если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чём говорится в первой части, содержащей причину, основание для этого. Перед второй частью можно вставить слово поэтому или заменить её придаточной частью следствия с союзом так что. Ср.: Погода была хорошая — гуляли много и с удовольствием. (В первой части причина, во второй – следствие.) Гуляли много и с удовольствием: погода была хорошая. (Причина во второй части, в первой – следствие.) Освоение значения следствия или вывода практически: отграничение бессоюзных сложных предложений с этими значениями от других бессоюзных сложных предложений (изученных ранее типов). |
4 | 4. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Отработка правил пунктуации: определение условия постановки тире в БСП. |
5 | 5. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Отработка правил пунктуации: расстановка знаков препинания в БСП. |
6 | 6. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Синтаксический разбор БСП со значением следствия. В качестве дополнительного задания можно предложить учащимся разобрать первое предложение из стихотворения И. Бунина. |
7 | 7. Этап закрепления и первичной проверки | Выполнение упражнений № 288—290 учебника. |
8 | 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Подведение итогов занятия: дать целостную характеристику бессоюзных сложных предложений со значением времени или условия, следствия или вывода. |
9 | 9. Информация о домашнем задании |