Урок 75. Тема «Рассказы о животных» Дополнительное чтение К. Паустовский «Барсучий нос» Е. Чарушин «Перепёлка»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- – Воспитывать любовь и доброе отношение к животным;
- – формировать понятия «добро», «красота», «уважение», «милосердие»;
- – формировать читательские умения (составлять схематический план к произведению, пересказывать по готовому плану, находить и самостоятельно читать книги о животных, выполнять задания по теме чтения).
Виды деятельности
-
– Составлять план, пересказывать по плану;
– выбирать в библиотеке книги на заданную тему (о животных);
– составлять книгу–самоделку о героях-животных;
– знать 3–5 фамилий авторов, которые пишут о животных.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, рассказ, К. Паустовский
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: работа с выставкой книг | – Ребята, с каким произведениями мы познакомились на предыдущем уроке? Назовите. – Большое спасибо тем, кто принёс книги Виталия Валентиновича. (Работа с выставкой книг.) – Расскажите, какие произведения вы прочитали? О чём или о ком они? (Проверка домашнего задания: пересказ рассказа «Ёж–спаситель».) – (Слово об авторе.) Виталий Валентинович писал: «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное занятие в мире!» – О каком мире говорит писатель? (О мире природы.) – Вспомните и назовите писателя, который также открывал тайны «кладовой природы». (Михаил Михайлович Пришвин.) – Что объединяет этих писателей? (Любовь к природе, произведения о жизни природы.) |
2 | 2. Выявление читательского опыта: литературный диктант | – Давайте вспомним и других писателей, творчество которых было связано с миром природы. – Литературный диктант. (Георгий Алексеевич, Николай Иванович, Иван Сергеевич, Виталий Валентинович, Михаил Михайлович, Евгений Иванович.) – Проверка работы. – Самооценивание. – Вспомните произведения писателей, фамилии которых вы записали. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – А сегодня мы познакомимся с творчеством ещё одного писателя, глубокого знатока природы. Это Константин Георгиевич Паустовский. Паустовский писал и для взрослых, и для детей. Его произведения рассказывают о природе, о людях, о связи людей и природы. – Послушайте. (Чтение учителем рассказа «Барсучий нос». Текст дан в учебной хрестоматии, 2 класс, 1 часть, Авт.–сост. Л. А. Ефросинина. — М. : Вентана–Граф.) – Кому понравилось это произведение? – Что понравилось? Когда волновались? Когда переживали? – Выполним модель обложки. – Почему выбрали прямоугольник? – Почему выбрали именно такой цвет? (Зелёный или коричневый.) – А озаглавил автор своё произведение «Барсучий нос». – Почему автор озаглавил рассказ «Барсучий нос»? Объясните. – Укажем фамилию автора рассказа. (Паустовский.) |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Чтение рассказа по частям. – Чтение 1–й части. – В какое время года произошёл случай, описанный автором? Прочитайте. – Какой представлялась героям окружающая их природа? Расскажите. – Найдите и прочитайте сравнения. – Прочитайте 2–ю часть рассказа. – Найдите и прочитайте, как автор описывает маленького мальчика. – Как автор передаёт отношение героев к природе? Прочитайте. – Прочитайте 3–ю часть. – Как автор описывает барсука? Прочитайте. – Что привлекло внимание барсука? – Что с ним произошло? – Дочитайте рассказ. |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | – Рассмотрите иллюстрации к рассказу. Найдите и прочитайте эпизоды, которые к ним подходят. |
6 | 6.Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | – Составление плана произведения. (Учитель использует интерактивную доску, а ученики используют обратную сторону своих листочков для моделирования.) – Сколько частей в рассказе? (Учитель ещё раз читает произведение по частям для составления плана.) |
7 | 7. Обобщение изученного: изготовление книжки–самоделки | – Изготовление книжки–самоделки, которая подписывается: когда, кем и где она была выполнена. – Что не относится к элементам (частям) книги? – Выполнение интерактивного задания. – С каким произведением познакомились сегодня на уроке? |
8 | 8. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | – Прочитайте рассказ Е. Чарушина «Перепёлка». |