Урок 74. Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». В поисках черевичек
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Находить в тексте не знакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др.
Задачи урока
- 1. Приобщение к национальной истории.
- 2. Усвоение и актуализация литературоведческих терминов: конфликт, развитие сюжета, роль детали
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
конфликт, движение сюжета, деталь, рассказчик, юмор, характеристика персонажа
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Связь между видами искусства: Фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки» (реж. А. А. Роу, 1961) |
2 | 2. Анализ текста | Два события в повести происходят почти одновременно: девушки находят в мешке Голову, и этим приводят козака Чуба в полное замешательство, а кузнец Вакула велит чёрту доставить себя в «Петембург». Вопросы и задания для учащихся: Прочитайте описание Петербурга от слов «сначала страшно показалось Вакуле» до слов «Здравствуйте, панове!». Подберите эпитеты для описания Петербурга. Каким он представляется Вакуле, который никогда вообще не бывал в городе? Кто помогает Вакуле попасть во дворец? С какой целью запорожцы прибыли в Петербург? Найдите описание дворца. На какие детали обращает внимание Вакула? («Сени» — великолепные, лестница — «жаль ногами топтать», железа для перил ушло «рублей на пятьдесят», «Сколь ни удивительны эти малевания, но эта медная ручка ещё больше достойна удивления».) Каким вам кажется это описание — забавным, точным, отвлечённым, восторженным? Какие реальные исторические лица встречаются в «петербургской» части повести? (Екатерина II, князь Потёмкин, Фонвизин.) Отличаются ли исторические персонажи от козаков по описанию и манерам? Что между ними различного? Как кузнецу удалось рассмешить царицу? Что говорят о кузнеце в это время в Диканьке? Как за это время переменилось отношение Оксаны к кузнецу? |
3 | 3. Этап усвоения нового материала | Ребята выполняют задания. |
4 | 4. Информация о домашнем задании | Связь между видами искусства: Фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки» (реж. А. А. Роу, 1961) Домашнее задание: Проследите, как меняются герои к концу повести, и подготовьте развёрнутый рассказ. Какие события стали для них решающими? |