Урок 73. Рассказ «Тихое утро». Урок развития речи: анализ текста
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Анализ рассказа «Тихое утро»
Задачи урока
- 1. Работа с текстом. Анализ образов мальчиков.
- 2. Сравнительный анализ текстов (рассказа и стихотворения).
- 3. Ребята должны осознать роль изобразительно-выразительных средств в создании картин в художественном произведении
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, анализ текста, выразительное чтение
Ключевые понятия
-
Рассказ, Ю. П. Казаков, «Тихое утро», Володя, Яшка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Размышления на тему, почему автор дал такое название своему произведению Тестовое задание |
2 | 2. Сравнительный анализ | Сравнение впечатлений от картин утра в рассказе Ю. П. Казакова «Тихое утро» и в стихотворении И. С. Никитина «Утро» Текст стихотворения на экране 1. Сравните фрагмент описания утра в рассказе («Солнце наконец взошло...») и восхода солнца в стихотворении «Утро». 2. Как вы понимаете значение слов, которые помогают вам представить картины? 3. Перечитайте описание утра в рассказе, опустив эти слова. Что-нибудь изменилось? Какова их роль? |
3 | 3. Работа с текстом | Тестовое задание. 1. Найдите в конце рассказа описание позднего утра («Светило солнце...») и перечитайте его. 2. Что вы чувствуете? 3. С каким образом и как связаны ваши чувства? 4. Подумайте, с какой интонацией нужно читать этот отрывок. Свой ответ обоснуйте |
4 | 4. Работа с текстом. Обобщение и систематизация знаний | Ребята находят и читают всё описание утра. Меняются ли картины утра? Задание – установка верной последовательности фрагментов описания утра |
5 | 5. Анализ композиции произведения. Информация о домашнем задании | Тестовое задание. Композиция рассказа. Ребята делят рассказ на сюжетно-смысловые части и озаглавливают их. 1. Представьте, что в рассказе нет первой части, а повествование начинается сразу с происшествия на рыбалке. 2. Как можно назвать такой рассказ? В этом случае подошло бы прежнее название — «Тихое утро»? 3. Как вы думаете, с какой целью автору понадобилась первая часть? Задание на дом: Выбрать одно из заданий. Оформить обложку для рассказа «Тихое утро», подобрать пословицы, подходящие к содержанию рассказа, написать небольшое рассуждение «Искусство заголовка» или сочинить небольшой рассказ о случае, который запомнился |