Урок 7. Время и календарь
Разработки уроков (конспекты уроков)
Среднее общее образование
Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (10-11)
Астрономия
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Изучить основы измерения и счета различных промежутков времени в астрономии.
Задачи урока
- Рассмотреть периодические или повторяющиеся астрономические явления, выступающие основами измерения времени; ввести и определить понятия «местное время», «поясное время», «зимнее время», «летнее время»; определить основы использования продолжительных периодических астрономических процессов для создания календарей; проанализировать особенности летоисчисления в древности и современных календарей, старого и нового стилей.
Виды деятельности
-
Строить логичные устные высказывания; выполнять логические операции — анализ, сравнение, обобщение; работать с текстом научного содержания, извлекая из него информацию, представленную в различных видах; представлять результаты самостоятельной деятельности; осуществлять самоконтроль деятельности; использовать полученные знания в повседневной жизни; осуществлять рефлексию познавательной деятельности.
Ключевые понятия
-
Местное время, поясное время, декретное время, зимнее время, летнее время, часовой пояс, календарь, летоисчисление, високосный год, старый стиль, новый стиль.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к деятельности | В ходе беседы акцентируется внимание на использовании при объяснении затмений закона прямолинейного распространения света, соотношений между расстояниями Земля—Луна, Земля—Солнце и диаметрами дисков Луны и Солнца. |
2 | 2.1. Актуализация опыта и предшествующих знаний | В ходе проверки акцентируется внимание на методике проведения наблюдений, верном определении фаз Луны, характера перемещения Луны относительно выбранных ориентиров, времени видимости (утро, вечер, ночь). Сравнивается ход выполнения работы, предложенный различными учащимися. Обсуждается вопрос об использовании дополнительных источников информации. |
3 | 2.2. Актуализация опыта и предшествующих знаний | При организации выполнения заданий, представленных на экране, используются фронтальные формы работы. |
4 | 3. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | Обсуждаются варианты ответа учащихся на вопросы к тексту, учащиеся подводятся к выводу о недостаточности знаний. Предлагается сформулировать собственные вопросы к тексту. Формулируется тема урока. |
5 | 4.1. Открытие нового знания учащимися | Перед учащимися ставится вопрос о целях измерения времени в бытовой жизни, в научной сфере, гуманитарной и естественно-научной; в беседе делается вывод о необходимости измерять как малые значения промежутков времени, так и большие, превышающие по своей продолжительности жизнь человека. Учащиеся делают вывод о необходимости использовать для измерения временных промежутков какие-либо периодические процессы или процессы, которые можно повторить. |
6 | 4.2. Открытие нового знания учащимися | Учитель представляет разновидности использовавшихся в различных регионах часов. Учащиеся представляют доклады «Огненные и водяные часы в древности», «Изобретение первых механических часов». Подчеркивается недостаточный уровень точности большинства видов часов. Делается вывод о повторяющихся и периодических природных процессах, использованных в конструкциях часов. |
7 | 4.3. Открытие нового знания учащимися | Используя учебник, учащиеся заполняют таблицу. После выполнения задания организуется обсуждение, в ходе которого подчеркивается различие между бытовым понятием «местное время» и научным. Далее упоминаются атомные часы, обеспечивающие малую погрешность в счете времени. |
8 | 4.4. Открытие нового знания учащимися | Используя рисунок учебника, организуется беседа о принципах выделения часовых поясов, проведения границ между ними, линии перемены дат. |
9 | 4.5. Открытие нового знания учащимися | Используя слайд-шоу, обсуждаются принципы разделения России на часовые пояса. Используются знания из географии и истории о смене часовых поясов на территории России. |
10 | 4.6. Открытие нового знания учащимися | Учитель демонстрирует общий вид календарей различных народов. Учащиеся высказывают предположения о периодических процессах, лежащих в основе летоисчисления, представляют доклады «Календарь древних славян», «Принципы счета лет у древних народов». Внимание учащихся акцентируется на трех типах календарей – лунном, солнечном, лунно-солнечном. Подчеркивается необходимость наличия события для начала отсчета лет. |
11 | 4.7. Открытие нового знания учащимися | Используя учебник, учащиеся заполняют таблицу, по итогам работы участвуют в обсуждении результатов. |
12 | 5.1. Включение нового знания в систему | Учитель, используя представленный текст, возвращает внимание учащихся к первоначальному проблемному вопросу урока и организует фронтальное его решение с опорой на полученные знания. |
13 | 5.2. Включение нового знания в систему | Учитель сопровождает процесс самостоятельного выполнения учащимися заданий с последующим обсуждением. |
14 | 6. Рефлексия деятельности | В ходе обсуждения ответов на рефлексивные вопросы необходимо акцентировать внимание на познавательных интересах учащихся, уникальности культур других народов. |
15 | 7. Домашнее задание |