Урок 7. Тема «Произведения фольклора». Загадки народные
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Познакомить с фольклорными произведениями;
- дать понятие о загадке, шутке, потешке, считалке, былине, народной песне как жанрах фольклора;
- обучать самостоятельному чтению на уроке;
- формировать навык чтения молча (про себя);
- отрабатывать навык выразительного чтения.
Виды деятельности
-
Сравнивать произведения фольклора и указывать их особенности (структура, форма, цель);
сравнивать произведения по жанрам и темам;
самостоятельно читать текст молча.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, загадка, фольклор
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: работа с учебником | – С каким разделом мы начали работать? (Народная мудрость.) – Что такое фольклор? (Устное народное творчество.) – С каким жанром фольклора мы работали на прошлом уроке? (С народной песней.) – Расскажите, какие песни любят и знают в ваших семьях. – Расскажите наизусть или прочитайте выразительно песню «Я с горы на гору шла». |
2 | 2. Выявление читательского опыта: работа со схемой | – А теперь давайте вспомним и другие жанры фольклора. Заполните схему самостоятельно. Коллективная проверка. – Ученики проверяют с ручкой в руках: отмечают знаком «+» правильно выполненные задания, исправляют ошибки, дописывают, а затем оценивают свою работу «Я выполнил правильно», «Я доволен своей работой», «Я допустил ошибку, но исправил её» и т. д. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Послушайте: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. – Что это? (Ножницы, загадка.) – Найдите рубрику «Обрати внимание» на с. 17. Прочитайте её. – Что нового вы узнали о загадках? Прочитайте. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Прочитаем загадки в учебнике. Отгадаем их. – Прочитаем ещё раз загадку о грибе. Какие слова вам помогли отгадать каждую загадку? Прочитайте их. – Какие слова помогли вам отгадать загадку о еже? Прочитайте. – Прочитайте загадку о карандаше. Какие здесь слова помогли вами отгадать загадку? – Обратите внимание, что большинство загадок построено на сравнении по цвету, качеству. – Интерактивное задание. |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: работа с таблицей | – Определение темы загадки, классифицирование загадок. Работа организуется в парах или в группах. Каждая группа получает таблицу и текст загадок (2–3). |
6 | 6. Обобщение изученного: творческая работа | – А теперь попробуем сочинить загадку о снеге. – Какой он? (Учитель записывает на доске: белый, пушистый и т. д.) – На что похож? (Покрывало, ковёр и т. д.) – Что снег делает? (Падает, идёт…) – А теперь давайте попробуем на основе записанных слов составить загадку. (Ученики предлагают свои варианты.) |
7 | 7. Рекомендации для самостоятельной работы дома | – Найдите книгу с загадками. – Выучите 2–3 загадки и нарисуйте к ним отгадки. – Сочините свою загадку. |