Урок 7. Роман А. С. Пушкина «Дубровский». Главы II-IV
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Анализ II-IV глав романа А. С. Пушкина «Дубровский».
Задачи урока
- Пересказывать и анализировать текст произведения. Обсудить эпизод суда и его значение для раскрытия образов героев и для дальнейшего развития сюжета. Повторить понятия кульминации и развязки.
- Сравнить характеристику главного героя до и после возвращения в родной дом.
Виды деятельности
-
Лекция, пересказ, комментированное чтение, работа с текстом, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Главный герой, персонажи, характер, завязка, кульминация, развязка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания, повторение изученного. | Учащиеся пересказывают сцену суда. Обсуждение эпизода с опорой на задания рубрики «Решаем читательские задачи» (ч. 1, с. 53) и задания по тексту. А. С. Пушкина «Дубровский». Эпизод «Суд». Учитель должен обратить внимание учащихся на разницу в поведении судейских чиновников: угодливость, льстивость по отношению к Троекурову и подчёркнутое безразличие к Дубровскому. Сравниваются также самоуверенное и надменное поведение Троекурова и чувство собственного достоинства в поведении Дубровского. |
2 | 2. Повторение изученного и усвоения нового материала. | Продолжение обсуждения глав III–IV. С опорой на задания 1–3. В процессе работы с текстом и вопросами учащиеся должны обратить внимание на то, что «внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его [Троекурова] воображение и отравило его торжество». Это и стало причиной стремления Троекурова помириться с Дубровским. Вопросы: – Что побудило Кирила Петровича попытаться помириться с Дубровским? – Найдите в тексте главы IV определение Троекурова, данное повествователем. («От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала»). Учащиеся должны сделать вывод, что Троекуров отправился в Кистенёвку с «благим намерением»: помириться со старым товарищем и «уничтожить следы ссоры, возвратив ему достояние». |
3 | 3. Этап усвоения нового материала. | Описание роли анализируемых эпизодов в композиции романа с помощью терминов кульминация и развязка конфликта. Переход к характеристике главного героя романа «Дубровский». Необходимо обратить внимание, что во имя любви к отцу Дубровский отказался от беспечной петербургской жизни после получения тревожных известий из дома. |
4 | 4. Этап усвоения нового материала и рефлексия учебной деятельности. | Фронтальная беседа по вопросам с опорой на интерактивное задание. – Состоялось ли примирение Кирила Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского? – Как отреагировал Владимир Дубровский на приезд Троекурова и почему? – С каким чувством Троекуров покинул Кистенёвку после ответа Владимира, переданного через слугу? Что произошло потом? – Как ведут себя крепостные Дубровских? Хотят ли они перейти во владение к Троекурову? – Выполните задание и сделайте вывод. Почему повествователь подробно рассказывает о крепостных слугах в доме Дубровских и почему не упоминаются имена дворовых Троекурова, кроме псаря Парамошки? В конце урока делается вывод, что крепостные люди Дубровского не хотели становиться собственностью жестокого и мстительного Троекурова. Они понимали, что судьба Кистенёвки – их собственная судьба. Вот почему Владимир, которого двенадцать лет не было в имении, находит поддержку и сочувствие у своих крепостных кретьян. |
5 | 5. Информация о домашнем задании. | Прочитать главы V–VII. |