Урок 7. Речевой этикет: ситуация знакомства. Собственные имена, правописание собственных имён
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Активизировать речевую ситуацию представления при знакомстве; знакомить с именами собственными и их написанием; учить работать в паре; отработать порядок действий при списывании
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, речевой этикет, собственные имена, правописание собственных имён, работа в паре, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — обсуждение ситуации знакомства и представления себя. Учитель читает текст из рассказа В. Драгунского и последовательно задаёт вопросы к упражнению. Особое внимание следует обратить на вопрос: «Как обычно задают вопрос, когда хотят познакомиться?», так как некоторые ученики не владеют речевыми формулами вежливого знакомства и представления. Учителю необходимо не только получить ответы учеников, но и познакомить их с выражениями речевого этикета в общении с ровесниками и взрослыми: «Извини, можно с тобой познакомиться?», «Давай познакомимся: меня зовут Дима. А как тебя зовут?», «Извините, пожалуйста, как вас зовут?», «Простите, я не знаю вашего имени и отчества». Также следует обратить внимание учеников на то, что невежливо и грубо звучат обращения к собеседнику: «Эй, как тебя», «Эй, вы…», «Ну, ты…», «Пацан…». Необходимо объяснить ученикам, что при знакомстве, в первые минуты общения, собеседник уже может представить, общается ли он с воспитанным, вежливым или невоспитанным, невежливым человеком. В заключение обсуждаются ситуации речевого общения, в которых необходимо называть своё имя или имя и фамилию (представление себя): знакомство, запись в секцию, библиотеку, на приёме у врача, при покупке железнодорожного или авиабилета.Обратить внимание. Одной из проблем современного русского речевого этикета является проблема обращения к незнакомому взрослому человеку. В советское время таким обращением — независимо от пола собеседника — было слово «товарищ», которое постепенно выходит из употребления в функции обращения и в данной функции практически незнакомо ученикам младшего школьного возраста. Обращения взрослых друг к другу или младших к старшим с использованием слов «мужчина» и «женщина» также нельзя признать нормативными, однако в современной речи, к сожалению, отсутствуют слова, способные заместить нейтральное «товарищ» или слова «мужчина» и «женщина». Попытки ввести в речевую практику обращения «господин», «госпожа», «сударь», «сударыня» выглядят искусственными. Эти слова пока не стали нормативными (за исключением слов «господин», «госпожа» в деловой переписке, о чём ученикам 1 класса сообщать нецелесообразно). Таким образом, перед учителем встаёт проблема: какой вариант обращения к незнакомому взрослому человеку представить ученика 1 класса в качестве нормативного. Для решения этого вопроса рекомендуется смоделировать и проиграть с учениками ситуации обращения к взрослым незнакомым людям, акцентируя внимание на том, что наиболее приемлемым является вариант, в котором нет собственно обращения, например1. Ситуация: в автобусе нужно пройти к выходу. Варианты: а) «Женщина, вы выходите?» — неверный; б) «Тётенька (бабушка), вы выходите?» — неверный; в) «Извините, пожалуйста, вы выходите?» — верный. 2. Ситуация: прохожий уронил перчатки и не заметил. Варианты: а) «Мужчина, вы потеряли перчатки» — неверный; б) «Дяденька (дедушка), вы перчатки потеряли» — неверный; в) «Простите, пожалуйста, не вы потеряли перчатки?» — верный. Рекомендуется на этом и последующих уроках моделировать подобные ситуации, чтобы ученики закрепили формулы речевого этикета при обращении к взрослым и незнакомым людям, что будет способствовать повышению уровня речевой культуры первоклассников и их успешной социализации. |
3 | 3. Актуализация знаний | Рубрика «Обрати внимание» в учебнике подводит итоги анализа ситуации и проблемных вопросов из упражнения 1 |
4 | 4. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Давай подумаем» в учебнике организует наблюдение за именами собственными. Выполняется фронтально. Для усиления восприятия, особенно в классах, где ученики испытывают трудности в изучении русского языка, рекомендуется вынести на доску сочетания слов из рубрики, записав их в столбики, чтобы ученики более чётко увидели повторяемость нарицательных существительных (термины ни в коем случае не вводятся!) и уникальность собственных имён. Вероятно, многие ученики не смогут ответить на вопрос, почему некоторые слова повторяются. Чтобы стимулировать мышление учеников, следует сказать следующее: «Ребята, вас в классе тридцать человек, и все вы ученики. И любого второклассника, третьеклассника и даже одиннадцатиклассника можно назвать словом «ученик». Но каждый из учеников особенный, неповторимый, ни на кого не похожий, у каждого своё, собственное имя». (То же самое говорится о городах, реках и т. п.) |
5 | 5. Этап усвоения новых знаний | Выполняется фронтально упражнение 2 (язык) в учебнике — наблюдение за именами собственными как с ловами, несущими более полную, конкретную информацию (называются признаки, доступные для восприятия учеников 1 класса). Если учитель обнаружит, что не все учащиеся уяснили данный признак собственных имён, рекомендуется использовать следующий приём: произносить предложения без имён собственных, например: Мою кошку зовут. (Ясно ли из данного предложения, как зовут кошку?) Важно, чтобы ученики сами задали вопрос: «Как зовут вашу кошку?» Получив ответ, например, Мою кошку зовут Марта, ученики придут к выводу, что это собственное имя кошки. |
6 | 6. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» в учебнике обобщает результаты наблюдений в упражнениях 1 и 2 и даёт первоначальные представления об именах собственных и их правописании — «пишутся с прописной (заглавной) буквы». Рекомендуется сообщить ученикам, что подробнее с собственными именами они познакомятся в 3 классе |
7 | 7. Первичное закрепление материала | Выполняется упражнение 4 (язык, работа в парах) в учебнике — закрепление правописания имени собственного с заглавной (прописной) буквы, организация работы в парах. Обратите внимание. Уже с первых уроков в 1 классе необходимо учить работать в парах, группах, так как парная и групповая работа не только способствует успешной социализации учеников младшего школьного возраста, но и формирует личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Однако следует иметь в виду, что обращение учителя: «А теперь, ребята, выполните вместе с соседом по парте это упражнение» — не даст желаемого результата: парной работе необходимо учить. В связи с этим рекомендуется выделить тех учеников, которые готовы к совместной работе (они могут сидеть за разными партами). Возможно, в классе будет только одна пара. В этом случае рекомендуется после проработки задания к упражнению 3 предложить ученикам. Работающим фронтально, выписать собственные имена, а в это время обсудить с учениками, которые работают в паре, что и в какой последовательности они будут делать. Учителю необходимо помнить, что в данный момент он учит двух первоклассников совместной работе; можно продемонстрировать своё «непонимание» задания или «несогласие» с последовательностью его выполнения. Например, учитель считает, что в упражнении 4 нужно самим придумывать фамилии (хотя рядом с текстом стихотворения даны подсказки). Можно предположить, что кто-то из двух учеников будет возмущён таким непониманием («Вы что, не видите, что даны подсказки?!») или оба ученика без анализа ошибочного предложения учителя согласятся с ним, опираясь на учительский авторитет. В обоих случаях для учителя это сигналы «непарной» работы: в первом случае возмутившийся ученик будет не сотрудничать с напарником, а «руководить» им, «продавливать» свою правоту без учёта мнения партнёра. Во втором случае оба ученика продемонстрируют пассивность перед иной точкой зрения, неспособность её совместного обсуждения. Задача учителя — скорректировать реакции учеников, научить их прислушиваться друг к другу и договариваться в процессе обсуждения, так как цель парной работы — научить сотрудничеству, вниманию к другой точке зрения, умению учитывать пожелания партнёра при анализе совместной проблемы. Обучение парной работе не может быть фронтальным. Нельзя, опираясь на значок парной работы, автоматически организовать весь класс для правильного и эффективного её выполнения. На последующих уроках учитель наблюдает за учениками, выделяет следующие пары, объединяет «новичков» с теми, кто уже обучен работать в паре |
8 | 8. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
9 | 9. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 2 в рабочей тетради — совершенствование графического навыка. Первая строчка направлена на отработку написания элемента, составляющего букву ь и являющегося первым элементом буквы ы. На следующих строчках идёт отработка букв, которые учащиеся начальной школы иногда склонны смешивать. Важно проговорить, чем похожи буквы и чем они различаются (на строчках представлены элементы, которыми различаются буквы). Прописывание этих элементов перед написанием буквы способствует пропедевтике ошибочных написаний. Последнюю строчку учитель использует в зависимости от особенностей класса. Вариант выполнения. Прописать заглавные и строчные буквы И, и, У, у |
10 | 10. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — закрепление правила написания заглавной буквы в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, рек, озёр. Целесообразно предложить первоклассником самостоятельно выбрать и подчеркнуть нужное слово в скобках, потом фронтально обсудить выбор и попросить учеников самостоятельно вписать слово. Дополнительное задание. Подобрать для каждого упоминаемого в упражнении случая пример слова, которое будет писаться с заглавной буквы, т. е. пример имени, фамилии, клички и т. д. |
11 | 11. Дополнительный материал | При необходимости перед выполнением следующего упражнения с учениками можно повторить порядок действий при списывании |
12 | 12. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 6 в рабочей тетради — закрепление действия списывания. Перед самостоятельным списыванием целесообразно в ходе фронтальной устной работы поставить ударение, разделить слова на слоги. Возможная трудность. Чтобы предотвратить ошибки, целесообразно заранее подчеркнуть в словах фамилии, рассказать «опасные» места. Дополнительное задание. После записи текста предложить выписать в рабочие тетради встретившиеся в тексте фамилии |
13 | 13. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |