Урок 7. Персонажи комедии «Недоросль». Речь героев. Приемы создания комического
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Проанализировать образы персонажей и приёмы создания комического эффекта. Проверить усвоенные учащимися знания по теме «Творчество Д. И. Фонвизина»
Задачи урока
- Подвести итог изучения биографии Д. И. Фонвизина и его комедии «Недоросль». Анализировать и обсуждать образы героев комедии, их речь, а также комические приёмы, использованные автором. Выявить моменты столкновения комического и серьезного. Провести самостоятельную работу «Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина»
Виды деятельности
-
Самостоятельная работа, творческое задание (инсценировка комедии), обсуждение прочитанных текстов и просмотренных фрагментов, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
юмор, комическое, сатира, трагическое, кульминация, развязка, персонаж
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Проверка усвоения изученного материала | Обсуждение персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». (соединить персонажа и его характеристику в тексте) – Как и кем сформированы жизненные интересы Митрофанушки? – В отличие от традиционных русских сатирических комедий, в комедии Фонвизина представлены не только высмеиваемые пороки, но и добродетели. Кто из героев представляет собой нравственный идеал автора? – Найдите сцены, характеризующие образование Митрофанушки. Кто виноват в таком образовании: сам недоросль, его учителя или его мать госпожа Простакова? Почему Митрофанушка не получает нормального образования — из-за собственной нерадивости или по вине неквалифицированных преподавателей? – Вспомните, оказывались ли вы в положении Недоросля, например когда не успевали выучить уроки. Чувствовали ли вы себя в этих ситуациях неловко? А как, судя по тексту пьесы, чувствует себя Митрофанушка? – В каких сценах мы видим, что Простакова — не только комический персонаж? – Какое место в системе персонажей пьесы занимает Скотинин? – Широко известен исторический анекдот о том, что князь Потёмкин, восхищённый комедией «Недоросль», сказал Фонвизину: «Умри, Денис, — лучше не напишешь!» Как вы понимаете эти слова? – Найдите и охарактеризуйте наиболее сложный и противоречивый образ комедии. Обоснуйте свой выбор. – Кто оказывается наказанным в комедии и за что? – Вспомните крылатые фразы, которые вошли в активный словарь русского языка из текста «Недоросля». Кто из персонажей и при каких обстоятельствах произносит их в комедии? |
2 | 2. Творческая работа с текстом. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Учащиеся разыгрывают сцены из комедии «Недоросль». Вопросы для обсуждения первой сцены: – Получилась ли сценка смешной? – Кто из персонажей высмеивается в этой сцене? – За счет чего создается комический эффект в этой сцене? – Что смешно – ситуация, в которую попадают персонажи или сам персонаж? Отнесете ли вы эту комедию к комедиям характеров или к комедиям положений? – Встречали ли вы таких персонажей, как Митрофан или Простакова в жизни? Смешно ли вам, когда такие люди встречаются вам в реальности? – Кого было интереснее играть – сатирических персонажей или же положительных? – Показалась ли вам речь персонажей архаичной, или же она звучит так, как звучит речь современных людей? Вопросы для обсуждения второй сцены: – Чего в этой сцене больше, смешного или серьезного? – Какие моменты или реплики персонажей вызвали смех? – Получилось ли у исполнительницы роли Простаковой показать неоднозначность героини в этой сцене? – Было ли вам жаль Простакову? Почему в этой сцене жаль только ее, но не других наказанных героев? – Кажется ли вам финал комедии счастливым? – Докажите, что природа комического в пьесе «Недоросль» сатирическая, а не юмористическая. |
3 | 4. Информация о домашнем задании | Подготовиться к итоговой работе по тебе «Классицизм». |