Урок 7. О взаимосвязи конструкции и светотени
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Изучить взаимосвязь конструкции и светотени.
Задачи урока
- Познакомиться с особенностями светотени на примере геометрических фигур.
- Изучить понятие «светотень».
- Научиться выполнять с натуры рисунок простых геометрических тел.
- Научиться лепить объёмные предметы (вазу).
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов искусства. Анализ произведений искусства. Подведение под понятия «светотень», «свет», «полутень», «тень», «рефлекс», «корпусная тень», «линия соприкосновения предмета с плоскостью», «падающая тень». Работа с текстом учебника. Изобразительная (графическая) деятельность с натуры. Лепка.
Ключевые понятия
-
Графика, тоновой рисунок, светотень, выразительные средства графического рисунка (линия, штрих, пятно, тон, объём, форма, конструкция).
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Обучающимся предлагается прочитать цитату А. Соловьёва и высказать своё понимание. Задание направлено на понимание роли графического искусства |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | На примере изображений яблока обучающиеся вспоминают, какими категориями характеризуется линейный и тоновой рисунок. Задание способствует актуализации имеющихся знаний об особенностях линейного и тонового рисунка |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся выделяют изобразительные средства графики из предложенных на экране выразительных средств изобразительного искусства. Данное задание способствует формированию знаний об изобразительных средствах графики |
4 | 4. Целеполагание | Учитель предлагает ученикам познакомиться с основными категориями светотени. Рассмотреть, как светотень распределяется на шаре. Определить элементы светотени на цилиндре. Данное задание помогает закрепить знания об изобразительных средствах графики |
5 | 5. Открытие новых знаний | Обучающиеся знакомятся с распределением светотени в зависимости от формы и конструкции предмета. Определяют и показывают на рисунках свет и корпусную тень на кубе и конусе. Учитель помогает сформулировать зависимость места расположения света и тени на предметах с гранями и предметах без углов и резких поворотов формы: «В предметах без углов и резких поворотов формы переход от света к тени плавный. В предметах с гранями свет находится в непосредственной близости с тенью и имеет резкий переход». Задания помогают формированию теоретических знаний о законах светотени |
6 | 6.1. Первичное закрепление | Обучающиеся рассматривают графические работы художника Северного Возрождения Альбрехта Дюрера «Эскиз драпировки» и Леонардо да Винчи «Женский портрет». Обращают внимание на штрихи художников. |
7 | 6.2. Первичное закрепление | Учащиеся выполняют упражнение «тоновая градация», используя карандаши разной твёрдости и изменяя нажим. Учитель обращает внимание на то, как правильно держать карандаш. Задание направлено на приобретение навыков штриховки. |
8 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Задание направлено на формирование навыков изображения в графике геометрических фигур с натуры |
9 | 8. Итог урока | Обучающиеся рассматривают изображения сосудов в работе А. Дюрера. Учитель обращает внимание на передачу светотени, на особенности изображения художником конструкции и формы предметов. Ученики выполняют сравнительный анализ. Данное задание развивает умения анализировать, сравнивать и делать выводы |