Урок 7. Героическое сказание. Сказание о нартах «Песнь о Бадыноко»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Приобщение к архетипам и мифологемам народного сознания. 2. Анализ национальных и общечеловеческих черт героев эпоса.
Задачи урока
- 1. Выразительно читать фрагмент текста.
- 2. Выявлять в тексте разные виды художественных образов (человека, природы, времени года, животного, события, предмета).
- 3. Выявлять особенности героического эпоса других народов.
- 4. Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщённость художественного образа.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование
Ключевые понятия
-
Нартский эпос, героический эпос, героическое сказание, былина
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Просмотр отрывка из фильма “Садко”. |
2 | 2.1. Проверка домашнего задания | Учитель проверяет домашнее задание: ученики показывают иллюстрации к былине «Садко» и объясняют, почему ими выбран тот или иной сюжет для рисунка; с помощью фронтального опроса учитель проявляет знания учащихся о нартском эпосе. Особое внимание следует уделить произношению имён собственных и выявлению сходства с русским героическим эпосом. Шестиклассники говорят об исторической основе эпоса, о воинском подвиге и защите родной земли как цели жизни нартских богатырей, их отваге и бесстрашии. Однако отмечают, что многие нарты тщеславны и хвастливы, да и соперника одолевают не только в бою, но и в пляске. |
3 | 2.2. Проверка домашнего задания | Учитель проверяет домашнее задание. |
4 | 3. Этап усвоения нового материала. Чтение текста учителем | Учитель демонстрирует слайд-шоу и читает “Песнь о Бадыноко” (фрагменты). |
5 | 4. Анализ текста. Выразительное чтение текста учениками | Класс работает с текстом, анализирует произведение, выразительно читает отрывки. Учитель задаёт классу следующие вопросы: 1. Какие впечатления вызвало у вас это произведение? Перечитайте вслух строки, которые вас наиболее заинтересовали. 2. Что добавила эта «Песнь...» к вашему представлению о нартах? Какими вы их себе представляете? 3. Понравился ли вам богатырь Бадыноко? Что вы можете сказать о нём? 4. Какие ещё герои встретились вам в этом сказании? Как вы думаете, какую роль они играют? 5. Перечитайте характеристику Бадыноко, данную в «Песни...» сказителем, пастухом, Сатаней-Гуашей, нартами. Какие качества Бадыноко прославляются в произведении? Кто из героев, по-вашему, подшучивает над богатырём? Почему? Как правило, ученики с симпатией отзываются о богатыре Бадыноко, но отмечают его хвастливость, заносчивость и гордость. Среди второстепенных героев называют пастуха, Гуашу, Сосруко и Батараза. Пастух выполняет роль мудрого советчика, хитрая Гуаша, славный Сосруко и гордый Батараз — соперники. Сатаней-Гуаша всячески старается отвлечь богатыря от славных подвигов (стоит заметить, что в русских былинах женских образов практически нет). Слова пастуха, подшучивающего над Бадыноко, можно поручить прочитать ученику с хорошо развитым навыком выразительного чтения. Ребята анализируют сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко» (фрагменты). Сила, доблесть и мужество богатыря Бадыноко, его честность и благородство. Авторская характеристика героя. Нравственный выбор героя. Воплощение в образе Бадыноко идеальных качеств народа. |
6 | 5.1. Анализ текста. Сравнение нартского сказания с русскими былинами. Составление цитатного плана. Итоговое задание | Учитель предлагает ученикам передать своими словами сюжет сказания. И подумать, на какие части они бы его разделили и как озаглавили бы эти части. При ответе на этот вопрос школьниками актуализируется понятие сюжета, составляется цитатный план произведения. Примерный план 1. Нартский муж Бадыноко, / Быстроокий, бесстрашный... 2. Семь дорог видит всадник, / Пастуха — на распутье... 3. Бадыноко знаменитый, / Отдохни ты в нашем доме... 4. Гостю чашу подносят, / И сплясать его просят... Задание разделить песнь на смысловые части можно предложить детям до чтения учителем произведения. Это сконцентрирует внимание учеников на содержании, позволит осмыслить композицию произведения. Если класс не слишком свободно ориентируется в тексте и составление цитатного плана представляет сложность (особенно с учётом внесюжетных фрагментов), то шестиклассники могут сами сформулировать пункты плана. В этом случае дома учащиеся могут подобрать к своему плану нужные цитаты самостоятельно. Важно отметить, что «Песнь...» начинается и закачивается восхвалением богатыря Бадыноко. Кроме того, фрагменты, описывающие его силу и удаль, повторяются в произведении и не играют сюжетообразующей роли. Целесообразно спросить, какую смысловую нагрузку несут эти внесюжетные фрагменты, и напомнить о похожей особенности русского героического эпоса. Вопросы для обсуждения: 1. Вспомните, в чём заключается особенность построения русских былин. Можете ли вы выделить в сказании о Бадыноко зачин и концовку? 2. Поразмышляйте, почему Бадыноко отказался от приглашений пастуха и красавицы Гуаши, но принял предложение нарта Сосруко погостить? 3. Как усложняются задания, связанные с мастерством танца? Докажите, что Бадыноко превзошёл всех нартов. 4. Какие постоянные формулы встречаются в тексте? Чем они похожи и чем отличаются от подобных формул в русских былинах? С какой целью рассказчик неоднократно повторяет нам их? Можно ли назвать слово Гуаша постоянным эпитетом? Над последним вопросом предлагается поспорить всем. 1. Чем язык «Песни...» отличается от языка былин? Почему здесь, по-вашему, так мало устаревших слов? 2. Найдите фрагменты, где меняется ритм повествования. Выпишите примеры. Как вы думаете, с чем это связано? 3. Обратите внимание, что, в отличие от русских былин, в нартском эпосе присутствует рифма. Выпишите небольшой фрагмент, отмечая созвучия строк; прочитайте их выразительно, обращая внимание на эти созвучия. 4. Выпишите и прочитайте строки, содержащие наиболее понравившиеся вам сравнения. Как вы думаете, какую роль играют они в тексте? Вы познакомились с героями нартского эпоса. Подумайте, чем они отличаются от русских богатырей и чем похожи на них. Объясните подобное сходство в эпосе разных народов. |
7 | 5.2. Анализ текста. Сравнение нартского сказания с русскими былинами. Составление цитатного плана. Итоговое задание | Учитель предлагает ученикам передать своими словами сюжет сказания. И подумать, на какие части они бы его разделили и как озаглавили бы эти части. |
8 | 6. Информация о домашнем задании | Завершить урок следует вопросами из рубрики «Давайте поспорим» (учебник, ч. 1, с. 40). В «Песни о Бадыноко» герой не совершает никакого подвига, но все восхищаются им. Поразмышляйте, оправдано ли такое восхищение. Можно посмотреть отрывок из мультфильма “Сын камня и великан” о Сосруко. Домашнее задание: 1. Задание в рабочей тетради (составление плана и работа над языком нартского эпоса). 2. Творческое задание (по желанию): создать презентацию в формате Word, посвящённую эпосу любого народа России и ближнего зарубежья. Учащимся можно порекомендовать «Калевалу» (карело-финский эпос), «Манас» (киргизский эпос), «Урал-батыр» (башкирский эпос), «Олонхо» (якутский эпос), «Лачплесис» (латышский эпос), «Джан-гар» (калмыцкий эпос), «Гэсэр» (бурятский эпос) и т. д. Ученическая презентация строится на привлечении обширного иллюстративного материала. Важно напомнить учащимся, что на одном слайде должно быть не более двух-трёх предложений, остальной текст необходимо рассказывать. Презентация должна включать: рассказ о происхождении эпоса, его особенностях, главных героях; краткий пересказ сюжета одного из произведений и выразительное чтение небольшого фрагмента из него. |