Урок 7. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, сравнения, указания на быструю смену событий
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Помочь учащимся практически усвоить понятия «бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, сравнения, указания на быструю смену событий»
Задачи урока
- Вырабатывать у учащихся:
- понимание структурных и семантических особенностей бессоюзных сложных предложений с указанными значениями, умения их правильно интонировать и соблюдать в практике письма основные правила пунктуации
Виды деятельности
-
Определять структурные и семантические признаки бессоюзных сложных предложений со значением противопоставления, сравнения, указания на быструю смену событий; отграничивать предложения данных видов от других бессоюзных и союзных сложных предложений, верно расставлять знаки препинания на границе частей и уметь объяснять их постановку
Ключевые понятия
-
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, сравнения, указания на быструю смену событий; их предикативные части, интонация бессоюзного сложного предложения со значением противопоставления (сопоставления)
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация прежних знаний | Проверка выполнения упр. 149.3 рабочей тетради. После повторения сведений о том, когда в бессоюзных сложных предложениях ставятся запятая, точка с запятой и двоеточие, учитель сообщает следующее. Тире ставится в БСП с двусторонним отношением частей: в них выражаются взаимообусловленные действия, произносятся такие предложения с интонацией обусловленности или с близкой к ней интонацией резкого противопоставления. В информативном отношении более важна, существенна обычно вторая часть. |
2 | 2. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | После общей характеристики бессоюзных сложных предложений с тире между частями учитель характеризует их первую разновидность. 1. В предложениях, вторая часть которых выражает резкое противопоставление по отношению к содержанию первой части, отношения могут быть: 1) противительными с обязательным компонентом — отрицанием в первой части; 2) интонационно подчёркнутого несоответствия; 3) сопоставительными, особенно если имеет место параллелизм структуры. Между частями можно вставить противительные союзы а, но, однако. В школьной практике эти разновидности обычно не разделяются. Интонация БСП со значением противопоставления характеризуется незавершённостью при произнесении первой части, повышением тона на ней и понижением на второй части, а также заметно выдержанной паузой между частями. Освоение значения противопоставления практически: отграничение бессоюзных сложных предложений со значением противопоставления от других бессоюзных сложных предложений (изученных ранее типов). |
3 | 3. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Отработка правил пунктуации: постановка тире между частями бессоюзных сложных предложений со значением противопоставления и запятой, точки запятой и двоеточия в бессоюзных сложных предложениях других типов (изученных ранее). |
4 | 4. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Освоение значения сравнения: отграничение бессоюзных сложных предложений со значением сравнения от других бессоюзных сложных предложений (изученных ранее типов). В таких предложениях вторая часть выражает сравнение с тем, о чём говорится в первой части; её можно преобразовать в придаточное сравнительное с союзом словно. (Учителю следует иметь в виду, что реальных примеров таких предложений крайне мало, в справочных же пособиях тиражируются одни и те же примеры.) |
5 | 5. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Освоение значения быстрой смены событий: отграничение бессоюзных сложных предложений, передающих неожиданное действие, явление, быструю смену событий (между их частями можно вставить союз и) от других сложных предложений (бессоюзных и союзных, изученных ранее). |
6 | 6. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Закрепление условий постановки тире в сложных бессоюзных предложениях со значением противопоставления, сравнения, указания на быструю смену событий. |
7 | 7. Этап закрепления и первичной проверки | Синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений со значением противопоставления из упражнения № 288 учебника. |
8 | 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Подведение итогов занятия: дать целостную характеристику бессоюзных сложных предложений со значением противопоставления, сравнения, указания на быструю смену событий. |
9 | 9. Информация о домашнем задании |