Урок 68. Деление окружности на равные части
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК В. Н. Рудницкой. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Закрепить практические умения учащихся деления окружности с помощью угольника и линейки на 2 и на 4 равные части и с помощью циркуля на 6 и на 3 равные части.
Задачи урока
- Закреплять у учащихся умения выполнять устно и письменно действия с двузначными числами, а также сложение и вычитание с трёхзначными числами; составлять числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, и вычислять их значения; решать текстовые арифметические задачи; вычислять площадь фигуры с помощью палетки.
- Формировать у учащихся умения выполнять логические операции классификации
- и сравнения, а также навыки логических рассуждений.
Виды деятельности
-
Выполнять деление окружности на 2, 3, 4 и 6 равных частей с помощью чертёжных инструментов.
Выполнять устно и письменно действия с двузначными числами, а также сложение и вычитание с трёхзначными числами.
Осуществлять взаимопроверку вычислений.
Составлять числовые выражения в 2–3 действия и находить их значения.
Выбирать арифметические действия для решения задачи.
Вычислять площадь фигуры с помощью палетки.
Проводить сравнение геометрических фигур, видеть их сходство и различия.
Разбивать множество объектов на группы по выбранному основанию.
Строить логические рассуждения и обосновывать их в процессе решения логических задач.
Ключевые понятия
-
Деление окружности на равные части
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с заданием № 13 учебника Вычислите устно. Запишите ответы. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Интерактивное задание. Вычисли устно и запиши ответы. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 10 учебника. Проверь утверждения вычислением. Интерактивное задание. отметь красной фишкой три точки, которые делят окружность на три равные части. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Работа с заданием № 5 учебника Сравнив с помощью циркуля длину радиуса с расстоянием между каждыми двумя соседними точками окружности, учащиеся придут к выводу, что они равны. Следовательно, разделить окружность на 6 равных частей можно таким способом. Отметим на окружности точку. От этой точки, используя циркуль, на окружности отметим последовательно 6 точек так, чтобы расстояние между двумя соседними точками было равно длине радиуса этой окружности. Окружность окажется разделённой на 6 равных частей. А для того чтобы разделить окружность на 3 равные части, сначала надо разделить её на 6 равных частей. Затем среди получившихся 6 точек вы брать 3, расположенные на окружности через одну. Интерактивное задание. Отметь красной фишкой многоугольник, все вершины которого лежат на окружности. |
4 | 4. Целеполагание | Работа с заданием № 6 учебника. Практическая работа. Начерти две окружности. Интерактивное задание. Запиши результаты действий. |
5 | 5. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 7 учебника Методический комментарий. практическая работа. Объясни, как разделить на 3 равные части другую окружность, пользуясь только линейкой. Интуитивно учащиеся должны сообразить, что для решения задачи и в случае 1, и в случае 2 необходимо построить три луча с началом в общем центре окружностей и проходящие через точки, отмеченные на одной из окружностей. Точки пересечения этих лучей с другой окружностью будут делить её на 3 равные части. Обязательно попросите учеников проверить результат построения (т.е. сравнить с помощью циркуля расстояния между образовавшимися соседними точками). Работа с заданием № 31 учебника. вычисли площадь фигур разными способами. Интерактивное здание. расставь номера страниц в том порядке, в котором нужно подклеить в книгу выпавшие листы. С заданием самостоятельно могут справиться даже слабоуспевающие учащиеся. Но в ходе проверки обязательно задайте дополнительный вопрос: «Будут ли расположены в книге выпавшие листы один за другим (так, как мы выписали номера страниц)?» Дети должны знать, что каждый лист имеет номера двух страниц. Если они не сообразят, предложите им рассмотреть несколько последовательных листов, например, рабочей тетради, и обратить внимание на нумерацию их страниц. Затем делаем вывод: в книге выпавшие листы располагаются один за другим. |
6 | 6. Первичное закрепление | Работа с заданием № 8 учебника Рассмотрите с учащимися рисунок учебника. «Медведь задал ученикам — Волку и Зайцу — вопрос: «На каком чертеже окружность разделена на четыре равные части?» Волк ответил, что на рисунке 1, а Заяц — что на рисунке 2. Кто из них прав? Поясните свой ответ. (Дети ответят, что прав Заяц, так как точки деления окружности на рисунке 2 расположены друг от друга на разных расстояниях.)» Дополнительно попросите учеников проверить себя, выполнив сравнение расстояний между точками на окружности на каждом из чертежей с помощью циркуля. Интерактивное здание. Отметь рисунок, на котором окружности симметричны относительно прямой. Работа с заданием № 16 учебника Запиши выражения и вычисли их значения. Интерактивное здание. Найди на рисунке пару точек, симметричных относительно прямой. |
7 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 19 учебника. Реши задачу, запиши решение и ответ. Интерактивное задание. Методический комментарий. Отметь не пересекающиеся прямые. Работа с заданием № 23 учебника. В данном случае нужно не просто подсчитать, сколько получится бутербродов, а выяснить, хватит ли приготовленных ломтиков хлеба именно для 10 бутербродов. И этот заключительный этап рассуждений должен быть отражён в оформлении решения задачи. Решение: Способ 1 Способ 2 1) 18 : 2 = 9; 1) 2 · 10 = 20; 2) 9 < 10. 2) 20 > 18. Ответ: на нарезанного хлеба не хватит для 10 бутербродов. Интерактивное задание. Отметь красной фишкой не пересекающиеся прямые. |