Урок 63. Тема «Стихотворения о Новом годе». С. Маршак «Декабрь»
- – Формировать умения читать вслух и про себя;
- – обогащать словарь детей словами по теме чтения;
- – знакомить с выразительными средствами языка;
- – учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование и т. п.).
-
– Читать предложения, отрывки из изучаемых произведений вслух и про себя;
– отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников;
– передавать интонацией своё отношение к читаемому;
– объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним;
– объяснять авторскую точку зрения.
-
Жанр, тема, стихотворение, С. Маршак
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта | – Ребята, мы продолжаем знакомиться с произведениями о Новом годе, так как он всё ближе и ближе. – Проверка домашнего задания: выставка рисунков. – Ребята, рассмотрите рисунки на нашей выставке. Расскажите о своих работах и настроении перед встречей Нового года. |
2 | 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Не только города и люди готовятся к Новому году. Обновления и ожидания Нового года присутствуют и в природе. Послушайте. (Чтение стихотворения учителем наизусть или выразительно по учебнику.) – Какие чувства вызывает это стихотворение? – «Все деревья в серебре». Какую картину вы представляете? Расскажите. – Откройте книги и найдите произведение С. Маршака «Декабрь». – Прочитайте его самостоятельно. – Я выполнила модель к этому произведению. Проверьте её. (Учитель демонстрирует модель с ошибкой. Например, треугольник коричневого цвета. Ученики должны заметить ошибку и исправить её, объяснив, почему надо изменить цвет.) – Прочитайте заголовок. (Декабрь.) – Кто автор произведения? (Маршак.) – С каким произведением сегодня будем работать? (Со стихотворением о природе «Декабрь» Самуила Яковлевича Маршака.) |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Прочитайте первые 6 строк. – Как вы понимаете выражение речку вымостил; Обновил коньки? – Словарная работа. – Найдите рифмы в эти строках. Прочитайте. – Прочитайте следующие 4 строки. – Докажите, что поэт говорит о ёлке, как о человеке. Найдите и прочитайте. Верно, автор олицетворяет ёлочку наделяя её чертами живого существа, человека, который плачет, дышит. – Подумайте, почему ёлка «плакала сначала». – Найдите и прочитайте рифмы. – Прочитайте оставшиеся строки. – О чём ещё автор говорит, как о живом существе? Прочитайте (Огоньки взбегают.) – Найдите рифмы. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта | Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (Радость.) – Рассмотрите иллюстрацию и скажите, передаёт ли она настроение стихотворения. – Обратите внимание на паузы в стихотворении. – Выбор тона и темпа чтения. – Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Обратите внимание на то, «Что же мы хотим показать слушателям?». – Работка с памяткой. – Тренировочное чтение. |
5 | 5. Игра «Вспомни и назови» | – А какие произведения Самуила Яковлевича мы с вами читали? Давайте вспомним и проведём игру «Вспомни и назови». – А какие произведения этого писателя вы читали самостоятельно? Назовите. («Двенадцать месяцев», «Усатый полосатый» и т. д.) |
6 | 6. Обобщение изученного: слово о писателе | – Слово о писателе. На заметку учителю. Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964) больше всего известен как детский поэт. Нет в России ни одного ребёнка, которому бы в детстве не читали стихи этого поэта, и ни одного взрослого, который всю жизнь не вспоминал бы строчки из произведений С. Я. Маршака. «Усатый-полосатый», «Вот какой рассеянный», «Багаж» и многие другие произведения радуют людей разного возраста. В кругу писателей ходит шутка, что в нашей литературе живёт не один Маршак, а целых семь: Маршак — детский поэт, Маршак — автор лирических стихов для взрослых, Маршак — переводчик, Маршак — сатирик, писавший острые эпиграммы и тексты плакатов, Маршак — драматург, пьесы которого идут во многих театрах, Маршак — сказочник и, наконец, Маршак — вдумчивый и внимательный критик, автор глубоких статей о литературе. С. Я. Маршак создал много стихотворений специально для детей. Одна из книжек так и называется — «Стихи для детей». Маршак открыл для российских детей стихи итальянца Джанни Родари, перевёл английские истории о Робине Гуде и Шалтай-Болтае. С. Я. Маршак принадлежит эпохе детства, которая не кончается никогда. |
7 | 7. Обобщение изученного: выставка книг | – Учитель готовит выставку книг С. Я. Маршака. – Рассмотрите книги С. Маршака на нашей выставке. Какие произведения в них вошли? Назовите. – Какие произведения вам знакомы? Расскажите. – Что помогает выбирать нужное произведение в книге? (Оглавление.) |
8 | 8. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | – Выучите наизусть стихотворение С. Маршака «Декабрь». – Возьмите в библиотеке книги С. Маршака. |