Урок 63. Страницы классики. А. С. Пушкин. Повесть «Выстрел»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя
Задачи урока
- 1. Анализ повести “Выстерл”.
- 2. Приобщение к национальной истории.
- 3. Усвоение и актуализация литературоведческих терминов: конфликт, развитие сюжета, роль детали, понятие о пафосе
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
конфликт, движение сюжета, деталь, рассказчик, пафос, сатира, характеристика персонажа
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Отрывок из фильма «Выстрел» (реж. П. Н. Фоменко, 1981). |
2 | 2. Проверка домашнего задания | Класс выполняет задания по тексту повести. |
3 | 3. Этап усвоения нового материала | «Выстрел». Картины офицерского быта. Сильвио и его обидчики. Тайная мысль героя: месть или попытка отстоять своё достоинство? Дуэль как способ разрешения конфликта и как игра человека с собственной судьбой. Сопоставление двух дуэлей. Образ графа. Поведение человека чести перед лицом смерти. Рассказчик в «Выстреле». |
4 | 4. Итоговое задание | Найдите описание офицерской жизни в местечке ***. 1. Чем отличается от окружающих Сильвио? 2. В чём заключается любимое занятие Сильвио? 3. Как это занятие сказалось на его быте и образе жизни? 4. Расскажите о происшествии во время игры в карты. 5. Чем отличалась манера игры Сильвио? 6. Как и почему завязался конфликт? 7. Чем завершился конфликт? 8. Как подобное разрешение конфликта сказалось на репутации Сильвио? 9. Кем представлялся Сильвио рассказчику? («Имея от природы романическое воображение, я всех сильнее прежде всего был привязан к человеку, коего жизнь была загадкою и который казался мне героем таинственной какой- то повести».) 10. Что таинственного было в Сильвио? 11. Расскажите о последнем обеде, который Сильвио дал в знак прощания со своими друзьями-офицерами. 12. Какой разговор состоялся у Сильвио с рассказчиком после обеда? |
5 | 5. Просмотр отрывка | Просмотр отрывка из фильма «Выстрел». |