Урок 63. «Слепой музыкант». Петрусь и музыка
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Проанализировать образ мальчика в повести «Слепой музыкант»
Задачи урока
- 1. Обсуждение второй главы повести.
- 2. Проанализировать влияние музыки на мальчика.
- 3. Проанализировать образ Иохима.
- 4. Обратить внимание на музыкальность текста повести.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, работа с текстом
Ключевые понятия
-
Повесть, эпитет, повтор, «Слепой музыкант», Петрусь, Иохим
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Проверка домашнего задания и закрепление ранее изученного материала | Ребята смотрят отрывок из фильма 1. Стало ли вам понятнее название повести? 2. Найдите и прочитайте, что услышал Петрусь в звуках дудки Иохима. 3. Постарайтесь прочитать фрагменты так, чтобы передать их музыкальность, напевность. 4. Что слышит в той же мелодии мать мальчика? |
2 | 2. Работа с текстом | С первых страниц второй главы определяется противостояние между пани Попельской и конюхом Иохимом. 1. Расскажите про Иохима. 2. Почему он забросил скрипку и выбрал дудку? Перескажите близко к тексту, как он делал её. 3. В каких строках описывается музыка? 4. Как удалось автору добиться музыкальности текста? Отрывок из фильма |
3 | 3. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Ребята выполняют задание: Определите эпитеты и повторы, способствующие созданию грустной мелодичной интонации: «Зато в тот же вечер из конюшни полились нежные, задумчивые, переливчатые и дрожащие трели. Иохим был совершенно доволен своей дудкой. Казалось, она была частью его самого; звуки, которые она издавала, лились будто из собственной его согретой и разнеженной груди, и каждый изгиб его чувства, каждый оттенок его скорби тотчас же дрожал в чудесной дудке, тихо срывался с неё и звучно нёсся вслед за другими, среди чутко слушавшего вечера» Иллюстрация к повести |
4 | 4. Итоговое задание | Почему пианино пани Попельской не смогло победить дудку простого конюха Иохима, хоть она сама «торжествовала победу»? Тестовое задание Пятиклассники читают украинскую песню, которую поют жнецы, и рассказывают, какие картины предстают в воображении Максима и Петруся. Вопросы для обсуждения: 1. Сходны ли эти картины? 2. Чем это вызвано? 3. Почему Максим уверен, что «чуткая натура мальчика способна откликнуться, несмотря на слепоту, на поэтические образы песни»? |
5 | 5. Информация о домашнем задании | После просмотра отрывка из фильма дать задание на дом: 1. Дочитать отрывок из повести. 2. Подготовить чтение по ролям эпизода «Встреча Петруся с Эвелиной» |