Урок 6. Замысел и история создания романа «Дубровский». Работа с текстом главы I
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство с историей создания романа А. С. Пушкина «Дубровский». Анализ первой главы романа
Задачи урока
- Познакомиться с возникновением замысла и историей создания романа «Дубровский». Проанализировать текст I главы: образы героев и отношения между ними. Ввести понятие экспозиции и выявить ее в тексте романа, указать на ее роль и художественные приёмы.
Виды деятельности
-
Лекция, комментированное чтение, работа с текстом, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Герой, характеристика, завязка, экспозиция, пейзаж
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания. | Выполнение тренажера "История создания романа «Дубровский»" Учитель: О замысле романа Пушкин писал из Москвы Наталье Николаевне Гончаровой в конце сентября 1832 года. Он поставил даты под каждой главой в рукописи. Последняя глава помечена февралём 1833 года. Но впервые роман был напечатан только после смерти автор, лишь в 1841 году. Из сравнения текста произведения с авторскими планами видно, что роман «Дубровский» остался неоконченным. |
2 | 2. Этап усвоения нового материала. | Чтение и комментирование главы I. Учитель: о чём говорится в этой главе? Обратите внимание, что Пушкин знакомит читателей с тем, что было с героями до начала повествования. Вводится термин экспозиция, рассматривается отличие экспозиции от завязки. Найдите, где в романе «Дубровский» заканчивается экспозиция. Найдите завязку произведения. |
3 | 3. Этап усвоения и первичного закрепления нового материала. | Обсуждение образов персонажей романа «Дубровский» Фронтальная беседа по вопросам с опорой на интерактивные задания. – Упражнение 1 – Как относились окружающие помещики и чиновники к «старинному русскому барину» Троекурову? («Соседи были рады угождать всем его прихотям»; «Губернские чиновники трепетали при его имени»; «Троекуров принимал знаки подобострастия как надлежащую дань».) – Все ли помещики вели себя подобным образом? (Нет, исключением был Андрей Гаврилович Дубровский) – Упражнение 2 |
4 | 4. Этап анализа и рефлексия учебной деятельности. | |
5 | 5. Информация о домашнем задании. | 1. Прочитать главы II–IV. 2. Подготовить пересказ эпизода «Суд». Обратить внимание на особенности поведения всех участников эпизода. |