Урок 6. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Закреплять знания о согласных; учить классифицировать согласные по твёрдости-мягкости и звонкости- глухости
Ключевые понятия
-
согласные звуки, твердые согласные, мягкие согласные, звонкие согласные, глухие согласные, транскрипция, совершенствование графического навыка, порядок действий при списывании
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | Повторение и закрепление ранее изученного материала | Каллиграфическая минутка. Назвать сходство и различия между строчными буквами ц, щ. Назвать сходство и различия между прописными буквами Ц, Щ. Прописать строчку ц, щ, Ц, Щ. |
3 | Актуализация знаний | Рубрика «Вспомни изученное» актуализирует знания о звуках, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости. |
4 | Отработка умений | Рубрика «Давай подумаем» организует отработку умения передавать в буквенной записи мягкость согласных звуков. Выполняется письменно, фронтально. Запись в тетради: жар — жарь, банка — банька, нос — нёс, вал — вял, вол — вёл, суда — сюда, мел — мель. Возможные трудности могут быть связаны с незнанием значений слов вял и суда. Помощь. В первом случае учитель приводит пример предложения, в котором есть слово вял: «Цветок никто не поливал, и от этого он вял на полуденном солнце, а к вечеру совсем завял», во втором случае объясняет значение слов судно и суда. Дополнительное задание. Назвать слова, в которых все согласные звуки твёрдые (жар, банка, нос, вал, вол, суда). |
5 | Обобщение | Рубрика «Тайны языка» обобщает способы обозначения на письме мягкости согласных звуков. Учитель предлагает прочитать её для того, чтобы учащиеся смогли проверить правильность выводов, сделанных во время работы с рубрикой «Давай подумаем». |
6 | Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 1 — закрепление знаний о способах обозначения мягкости. Выполняется письменно, самостоятельно. Это первое упражнение, которое выполняется самостоятельно всеми учащимися, поэтому их нужно научить организовывать свою работу. |
7 | Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» обращает внимание учащихся на такую особенность русского языка, как наличие согласных звуков, парных по твёрдости-мягкости и непарных — всегда твёрдых или всегда мягких. Учитель просит учеников запомнить три всегда твёрдых согласных и три всегда мягких согласных. |
8 | Отработка умений | Выполняется фронтально, письменно упражнение 2 — отработка умения определять твёрдость-мягкость согласных звуков. Учащиеся определяют наличие твёрдого согласного звука [т] в слове (с) лебедятами и записывают слово в тетрадь. Далее они записывают слово лебеди и делают его транскрипцию: [л’э́б’ид’и], ставят ударение. Вопросы: что можно сказать о всех согласных звуках этого слова? (Все согласные в этом слове мягкие, звонкие.) С помощью каких букв на письме передана мягкость согласных? (С помощью букв е, и.) |
9 | Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется фронтально (в классе с высоким темпом работы) или дифференцированно упражнение 3 (по выбору) — тренировка в безошибочном списывании, поиск слова с заданными параметрами. Возможный вариант: стихотворение читается, после чего выполняется устно только вторая часть задания. Ученики должны найти слово (до) конца (пять звуков, все согласные твёрдые). |
10 | Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется письменно, фронтально упражнение 4 — отработка алгоритма списывания и поиска букв, которые обозначают мягкость согласных. Сначала текст списывается, потом подчёркиваются нужные буквы. Возможная проблемная ситуация. Учитель говорит: «Вместо звуковой модели нужно писать слово шахматы, так как в рассказе говорится, что игра была интересной, а играть в шахматы намного интереснее, чем в шашки». Ученики должны возразить: «В слове шахматы семь звуков, а в модели пять звуков, значит, нужно выбрать слово шашки». Дополнительные задания 1. Найти в тексте слова, в которых все согласные звуки мягкие (пили, чай). 2. Найти слова, в которых все согласные твёрдые (к, во, шахматы, игра, была, потом). 3. Найти слова, в которых есть непарные твёрдые согласные звуки, назвать эти звуки (шашки — [ш], шахматы — [ш], пришли — [ш]). 4. Найти слова, в которых есть непарные мягкие согласные звуки, назвать эти звуки (друзья — [й’], что — [ч’], интересной — [й’], чай — [ч’], [й’], земляничным — [ч’], вареньем — [й’]). 5. Назвать слова, в которых букв больше, чем звуков (поиграть — [паигра́т’] — 8 б., 7 зв). |
11 | Наблюдение, закрепление ранее изученного материала | Выполняется в парах упражнение 5 (работа в паре) — наблюдение за парными по звонкости-глухости согласными звуками. Слова записываются парами: уточка — удочка, икра — игра, коса — коза. Буквы, обозначающие парные по звонкости-глухости согласные, подчёркиваются. |
12 | Обобщение, закрепление ранее изученного материала | Рубрики «Тайны языка» и «Обрати внимание» направлены на обобщение сведений о звуках и закрепление понятий «звонкие согласные», «глухие согласные», «парные и непарные по звонкости-глухости согласные». Приведённая в учебнике таблица звуков поможет детям запомнить пары по звонкости-глухости, а также непарные звонкие согласные и непарные глухие. В процессе работы с таблицей учитель просит назвать парные по звонкости-глухости согласные звуки. Важно, чтобы ученики не забывали называть и мягкие звуки: [б’] — [п’] и т. д. |
13 | Дополнительный материал | Словарная работа. Записать в словарик слова июнь, июль. Подчеркнуть букву и. Записать в тетради под диктовку учителя предложение: «Июнь и июль — летние месяцы». Записать в рабочей тетради ряд словарных слов: воробей, дорога, сорока, язык, июнь, июль; подчеркнуть буквы, написание которых необходимо запомнить. Учитель предлагает детям потренироваться дома в написании этих слов. |
14 | Дополнительный материал | Дифференцированная работа. Часть класса самостоятельно выполняет упр. 3 (или его вторую часть), часть — упр. 5 в тетради «Учусь писать без ошибок», под руководством учителя заполняя схему. Схема позволяет сделать вывод: твёрдость-мягкость и звонкость-глухость — это две характеристики одного и того же звука, поэтому сначала нужно определить, является согласный твёрдым или мягким, а потом — является он звонким или глухим. В схеме нужно провести стрелочки от фишек твёрдых и мягких согласных к фишкам звонких и глухих согласных. |
15 | Рефлексия, домашнее задание | Учитель подводит итоги работы на уроке, озвучивает домашнее задание. |