Урок 6. Движение Земли по околосолнечной орбите. Фенологические наблюдения
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (5-9)
География
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Представление о движении Земли по околосолнечной орбите, о земной оси и географических полюсах, тропиках и полярных кругах. Представление о временах года, фенологии как науке о сезонных явлениях природы.
Задачи урока
- Уметь проводить фенологические наблюдения, фиксировать их результаты в Календаре природы
Виды деятельности
-
Организовать и провести осенние фенологические наблюдения. Начать ведение Календаря природы
Ключевые понятия
-
Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель организует рефлексию деятельности двух предыдущих уроков. Форма рефлексии: Мы узнали… (что Земля — одна из планет земной группы в Солнечной системе; о рождении нашей планеты, о сплющенной форме Земли и географических следствиях движения Земли вокруг Солнца). Мы продолжили учиться… (вести Дневник географа-следопыта, проводить наблюдения, работать с географическими моделями, использовать источники географических знаний и умений: книги, фильмы, ресурсы Интернета). Мы поняли… (что положение Земли на околосолнечной орбите определяет особенности природы — смену времён года; что необходимо сделать, чтобы уметь сравнивать географические объекты — находить черты сходства и различия между ними). Мы использовали… (географические модели и источники географической информации, свои знания для объяснения смены времён года на Земле) |
2 | 2. Актуализация знаний | Учитель обращает внимание, что астрономические и фенологические сезоны года не совпадают, а в «Лесной газете» — совпадают. Далее предлагает задуматься над вопросом: Что изучает фенология? Почему так называется наука о закономерностях сезонного развития природы? (От греч. φαινоμενα — феномена — «явления».) Как составлять календарь природы? |
3 | 3. Изучение нового материала | Учитель предлагает ребятам познакомится с фенологическими подсезонами осени (на примере средней части европейской территории России). Осень — переходный период от лета к зиме. На средней части европейской территории России она длится около трёх месяцев. Условно выделяют четыре фенологических подсезона осени: начало осени (первоосенье), золотая осень, глубокая осень и предзимье. О начале каждого подсезона можно судить по следующим природным сигналам (по материалам русских фенологов). Учитель предлагает выполнить задание. Опишите состояние природы на сегодняшний день определите текущий подсезон осени. Какой метод работы мы будем использовать? |
4 | 4. Этап закрепления и первичной проверки | Учитель в форме практикума учит школьников вести фенологические наблюдения и вносить их в Календарь погоды. Рекомендует начать проводить ежемесячные наблюдения за состоянием природных объектов, разбившись на группы по 4 –5 человек. |
5 | 5. Информация о домашнем задании | Учитель комментирует характер выполнения домашнего задания. |