Урок 6. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны
Разработки уроков (конспекты уроков)
Среднее общее образование
Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (10-11)
Астрономия
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Исследовать астрономические явления, связанные с взаимным расположением Луны, Земли и Солнца.
Задачи урока
- Исследовать особенности модели взаимодействия Луны и Земли; познакомиться с наблюдаемыми относительно системы отсчета «Земля» сменами лунных фаз; проанализировать процесс возникновения солнечных и лунных затмений, охарактеризовать и сравнить их.
Виды деятельности
-
Строить логичные устные высказывания; выполнять логические операции — анализ, синтез, обобщение; организовывать самостоятельную познавательную деятельность; применять полученные знания для решения задач; осуществлять рефлексию познавательной деятельности.
Ключевые понятия
-
Фазы Луны, полнолуние, новолуние, терминатор, синодический месяц, кольцевое, полное и частное солнечное затмение, полное и частное лунное затмение.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к деятельности | В ходе беседы при анализе динамики изменения положения Солнца акцентируется внимание на использовании научной терминологии (высота светила, точки осеннего, весеннего равноденствия и т. д.). |
2 | 2.1. Актуализация опыта и предшествующих знаний | В ходе проверки акцентируется внимание на методике проведения наблюдений, признаках, указывающих на вращение небесной сферы вокруг оси мира. Сравнивается ход выполнения работы, предложенный различными учащимися, обсуждается вопрос об использовании дополнительных источников информации. |
3 | 2.2. Актуализация опыта и предшествующих знаний | При организации выполнения заданий целесообразна фронтальная форма работы. |
4 | 3. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | С опорой на слайд-шоу обсуждается вопрос: какие объекты в древности могли называть блуждающими звездами? Учащиеся подводятся к мысли о наблюдении быстро перемещающихся тел, среди которых самым близким является Луна. Формулируется тема урока. |
5 | 4.1. Открытие нового знания учащимися | Перед учащимися ставится проблема: какие характеристики Луны и Земли определяют взаимное влияние планет друг на друга? Используя информацию из Приложения I, учащиеся делают вывод о сравнимых по космическим меркам размерах Земли и Луны, малом расстоянии между телами, сравнимых массах. |
6 | 4.2. Открытие нового знания учащимися | Учащиеся после просмотра видеофрагмента участвуют в обсуждении периодов обращения Луны вокруг собственной оси и вокруг Земли, делают вывод о равенстве этих периодов. Понятие «сидерический месяц» удобно ввести, используя теллурий. |
7 | 4.3. Открытие нового знания учащимися | С помощью рисунка анализируется величина синодического периода, сравнивается его продолжительность с сидерическим периодом. |
8 | 4.4. Открытие нового знания учащимися | Используя анимацию, учитель организует беседу о последовательности смены лунных фаз, особенностях расположения лунного серпа при убывающей и растущей Луне. Для анализа освещенности поверхности Луны используется теллурий. Учащиеся приходят к выводу о равенстве сидерического периода обращения Луны вокруг Земли и периода вращения Луны вокруг своей оси. |
9 | 4.5. Открытие нового знания учащимися | Используя рисунок, обсуждаются названия лунных фаз, изменение вида Луны на земном небе. Используя теллурий, организуется обсуждение понятия «терминатор». |
10 | 4.6. Открытие нового знания учащимися | После просмотра анимации анализируется возможность такого взаимного расположения Солнца, Земли и Луны, когда на поверхность Земли падает тень Луны (солнечное затмение), или на поверхность Луны падает тень Земли (лунное затмение). |
11 | 4.7. Открытие нового знания учащимися | Используя слайд-шоу, анализируются виды солнечных затмений. Используются знания из курса физики (закон о прямолинейном распространении света в однородной среде). |
12 | 4.8. Открытие нового знания учащимися | Используя слайд-шоу, анализируются виды лунных затмений. Используются знания из курса физики (закон о прямолинейном распространении света в однородной среде). Учащимся предлагается представить доклад «Описание явления солнечных и лунных затмений в произведениях древних авторов». |
13 | 4.9. Открытие нового знания учащимися | Используя учебник, учащиеся заполняют представленную на экране таблицу, характеризующую солнечные и лунные затмения. Далее организуется обсуждение, делается акцент на последнем пункте «Использование явления в научных целях». |
14 | 5.1. Включение нового знания в систему | Учитель организует ответы на вопросы на применение полученных знаний. |
15 | 5.2. Включение нового знания в систему | Учитель сопровождает процесс самостоятельного выполнения учащимися заданий с последующим обсуждением. |
16 | 6. Рефлексия деятельности | В ходе обсуждения ответов на рефлексивные вопросы необходимо акцентировать внимание на познавательных интересах учащихся, уникальности культур других народов. |
17 | 7. Домашнее задание |