Урок 59. Тема «Произведения о новогоднем празднике». С. Михалков «В снегу стояла ёлочка»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- – Формировать умение читать выразительно, читать наизусть;
- – учить работать в парах, в группах (совместное выполнение заданий, взаимопомощь, взаимопроверка).
Виды деятельности
-
– Читать выразительно произведения разных жанров, передавая голосом чувства;
– работать в парах и группах, оценивать работу друг друга;
– выполнять творческие проекты, используя умения, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, музыки.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, стихотворение, С. Михалков
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: литературный диктант | – Проверка домашнего задания. – Какие слова вы включили в словарик на тему «Зима»? – Обсуждение творческих работ. – А кто составил список книг о зиме? Расскажите, какие книги есть в ваших домашних библиотеках. – А теперь напишем литературный диктант. (Учитель организует и проводит лексический диктант: Девочка Снегурочка, Морозко, Мороз Иванович, снеговик.) – Проверьте. Оцените свою работу. |
2 | 2. Выявление читательского опыта | – Назовите произведения, героями которых являются эти персонажи. – Конечно, с этими сказочными героями связан и самый добрый, весёлый и любимый праздник Новый год! – Послушайте. – Автором этих замечательных строк, которые превратились в слова всем известной песни, был детский писатель Роман Сеф. – Беседа о Новом годе. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Как называется наш новый раздел в учебнике? Прочитайте. – Какие произведения вошли в новый раздел? – Прочитайте рубрику «Обрати внимание». – И первое произведение, с которым мы познакомимся, — это стихотворение Сергея Михалкова. Послушайте. (Учитель читает стихотворение, ученики следят по учебнику.) – Выполним модель обложки. Проверьте её. (При составлении обложки можно обратить внимание учеников на то, что в этом стихотворении две темы — о природе и о людях. В знаке жанра можно указать жёлтый и зелёный цвета.) – Похоже ли это стихотворение на сказку? Объясните своё мнение. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Прочитайте стихотворение самостоятельно. – Словарная работа. – Как вы понимаете выделенные слова? – Как автор описывает ёлочку? Прочитайте. – «Зелёная челочка». Почему поэт так назвал ёлочку? Расскажите. – Почему у ёлочки исчез страх? Прочитайте. – Рассмотрите иллюстрации и найдите подходящие к ним слова из текста. Прочитайте. |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | – Подготовка к выразительному чтению. – Чтение стихотворения по строфам: выбор интонации, передающей настроение ёлочки. – Работа с паузами: короткие, длинные, очень длинные. – Определение тона и темпа чтения. – Выделение главных слов — логического ударения, обсуждение знаков препинания. Поиск рифм. – Прочитайте выразительно. |
6 | 6. Обогащение читательского опыта: сравнение произведений | – А теперь послушайте ещё одно стихотворение. Это костёр зелёный В белом зажжённый? Или фонтан зелёный, Сугробами занесённый? Нет! То шатёр зелёный, Гномами населённый. Высокий шатер зелёный, Гирляндами оплетённый. А в этом шатре зелёном Шары откликаются звоном. «Новогодняя ёлка». Л. Яхнин – Автор стихотворения — Л. Яхнин. – О чём он говорит «шатёр зелёный»? (О ёлочке.) – Сравним произведения С. Михалкова и Л. Яхнина. – Ученики заполняют таблицу. Затем организуется проверка. – Для работы с таблицей можно использовать обратную сторону листка для моделирования. |
7 | 7. Обобщение изученного: изготовление книжки-самоделки | – Представьте ёлочку и нарисуйте её. – Изготовление книжки–самоделки. |
8 | 8. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | – Выучите наизусть стихотворение С. Михалкова «В снегу стояла ёлочка». |