Урок 59. Развитие речи. Обобщение знаний по теме «Творчество В. М. Шукшина»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Проверить усвоенные учащимися знания по теме «
Задачи урока
- Подвести итог изучения биографии Шукшина и его рассказов. Обсудить основные темы и идеи, которые раскрывает писатель в своём творчестве. Провести самостоятельную работу «Жизнь и творчество В. М. Шукшина»
Виды деятельности
-
Самостоятельная работа, обсуждение прочитанных текстов, театральная инсценировка рассказа
Ключевые понятия
-
Рассказ, «чудик», герой, трагикомическое, ирония, диалог, повествование, событие
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Проверка усвоения изученного материала | Подведение итогов изучения рассказов В. М. Шушина как примеров отражения национального характера в литературе XX века. (См. учебник. Стр. 286; МП. Стр 211–212) Выскажите свое отношение к прочитанному. 1. Вы прочитали два рассказа В. М. Шукшина. В одно ли время, в одну ли эпоху происходят события, описанные в рассказах «Космос, нервная система и шмат сала» и «Микроскоп»? Докажите ваше мнение, опираясь на текст. 2. Можно ли указать, какие герои этих двух рассказов близки друг другу? Например, можно ли считать, что Андрей Ерин и Наум Евстигнеич – представители старшего поколения со схожими жизненными установками? 3. Как вы полагаете, был ли Андрей Ерин в детстве похож на Юрку, который тоже тянется к учёбе, интересуется наукой, готов даже голодать ради неё? Как вы полагаете, будет ли Юрка похож на Андрея Ерина, когда вырастет? Почему? 4. Известно ли вам значение слова «интеллигент»? Как вы понимаете значение этого слова? Известный писатель Пётр Вайль сказал: «Интеллигент – это человек, чьи интеллектуальные, духовные и душевные интересы выходят за пределы работы и семьи». Можно ли считать интеллигентом Андрея Ерина? В процессе дискуссии нужно сделать следующие выводы. Рассказы В. М. Шукшина раскрывают повседневную жизнь обыкновенного человека. Писатель рисует картины жизни простых людей, их отношения, характера, привязанности, стремления и многое другое, что только может происходить в жизни любого человека. В. М. Шукшин торжествует, когда обычный человек вырывается из каждодневного круговорота ради познания, изобретательства, раздумья. Высоким порывам героев Шукшина не дано реализоваться в жизни, что всегда придаёт ситуациям трагикомическую тональность. Поступок героя Шукшина всегда оказывается чудачеством. Это особенность стиля писателя. |
2 | 2. Развитие речи, творческая работа с текстом | Учащиеся разыгрывают сценку по рассказу «Микроскоп». Далее следует небольшое обсуждение увиденного всем классом. – Кому удалось лучше всего передать характер персонажа? – Удалось ли артистам передать не только текст, но и манеру речи, которая может быть характерна для того или иного персонажа? – Какой персонаж оказался наиболее смешным и почему? Кому из героев вы сочувствовали? – Изменилось ли ваше отношение к героям, когда вы увидели, как могло разыгрываться действие? – Вы знаете, что В. М. Шукшин был актером и режиссером. Как вам кажется, повлияло ли это на особенности его творчества? Если да, то на какие? |
3 | 3. Проверка изученного материала | Выполнение учащимися самостоятельной работы по теме «Творчество В. М. Шукшина». |
4 | 4. Информация о домашнем задании | 1. Прочитать статью в учебнике о биографии Ф. А. Абрамове. 2. Прочитать рассказ «Поездка в прошлое». |