Урок 56. Тема «Произведения для детей». Литературное слушание. В. Одоевский «Мороз Иванович»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- – Формировать умения читать вслух и про себя;
- – обогащать словарь детей словами по теме чтения;
- – учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование и т. п.).
Виды деятельности
-
– Читать предложения, отрывки из изучаемых произведений вслух и про себя;
– отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников;
– передавать интонацией своё отношение к читаемому;
– объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, авторская сказка, В. Одоевский
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» | – Проверка домашнего задания по группам. – Ребята, а теперь проведём игру «Вспомни и назови». (Отгаданные произведения можно прочитать, пересказать, рассказать или прочитать наизусть. Учитель может дополнительно задать 2–3 вопроса и оценить ответ для выставления отметки.) – Что объединяет все эти произведения? (Волшебные сказки.) – Какие сказки (Авторские и народные.) |
2 | 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Послушайте. (Учитель читает сказку В. Одоевского «Мороз Иванович». Текст дан в учебной хрестоматии, 2 класс, 1 часть, авт.–сост. Л. А. Ефросинина. — М. : Вентана–Граф.) – Что мы слушали? (Сказку.) Какую сказку? (Волшебную.) – Докажите. – На какую сказку она похожа? (В. Одоевского «В гостях у Дедушки Мороза».) – Вы правы и это не случайно. – Сказка, которую вы сейчас услышали, называется «Мороз Иванович», а её автор… Догадались? Правильно, Фёдор Иванович Одоевский. – Сравните эти сказки: чем похожи, чем различаются? – Выполните модель обложки самостоятельно. Проверьте. – Какие чудеса происходят в сказке? Расскажите. (Прочитайте.) |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Словарная работа: студенец, совесть на зазрит, платки рубить, не чета. – Как зовут девочек? (Рукодельница и Ленивица.) – Как автор описывает девочек? Расскажите. – Разделим сказку на две части «Рукодельница» и «Ленивица». – Подготовьте (задание даётся при наличии учебной хрестоматии у учащихся) выразительное чтение одной из частей. – Рассмотрите иллюстрации. Расскажите, как каждая девочка выполняла свою работу. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | – Рассмотрите иллюстрации. Какие части текста к ним подходят? – Прочитайте (Расскажите.) – Прочитайте последний абзац. Почему автор обращается к читателям? – Встречаются ли в сказке пословицы? Найдите и прочитайте. – Запишите одну из них. (Ученики используют обратную строну листка для моделирования.) |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: работа с видеофрагментом | – Посмотрите фрагмент замечательного мультфильма. Сравните сюжет мультфильма и сказку Одоевского. Что похоже? Чем отличаются? (Учитель, исходя из уровня подготовки своего класса, может рассказать о специфике экранизации произведения.) – Художественное воплощение произведения в зависимости от идей режиссера. Автор сценария этого мультфильма Генрих Сапгир. |
6 | 6. Обогащение читательского опыта: сравнение произведений | – Сравните немецкую сказку «Бабушка Метелица» и «Мороз Иванович»: выделите сходства (сюжет) и различия. |
7 | 7. Обогащение читательского опыта: сравнение произведений | – Что вы можете сказать о героях произведений? – Характеристика героев: положительные и отрицательные |
8 | 8. Обобщение изученного: изготовление книжки-самоделки | – Изготовление книжки-самоделки. |
9 | 9. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | – Расскажите сказку от лица Мороза Ивановича. – Найдите и прочитайте народную сказку «Морозко». |