Урок 56. «Крестьянские дети». Анализ стихотворения. Развитие речи: выразительное чтение
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Отработка навыков выразительного чтения лирического произведения
Задачи урока
- 1. Проанализировать стихотворение «Крестьянские дети».
- 2. Вспомнить основные литературоведческие термины.
- 3. Научиться выразительно читать лирическое произведение.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, выразительное чтение
Ключевые понятия
-
Лирическое произведение, Некрасов, «Крестьянские дети», сравнение, олицетворение
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Проверка домашнего задания и закрепление ранее изученного материала | Пятиклассники читают наизусть выбранные фрагменты, демонстрируют иллюстрации и объясняют свой выбор. Иллюстрация к стихотворению (Д. А. Шмаринов) |
2 | 2. Работа с текстом | Вопросы для обсуждения: 1. Перечитайте начало стихотворения, посвящённое первому знакомству автора с крестьянскими детьми. 2. Какие сравнения использует автор для характеристики детей? 3. Попробуйте объяснить смысл фразы «коснулось души умиленье». Учитель показывает объект 4. Какие синонимы к этому выражению вы можете подобрать? |
3 | 3.1. Анализ стихотворения. Образы крестьянских детей | 1. В рукописи Некрасов дал этому стихотворению подзаголовок «Детская комедия». Вопрос: Почему он впоследствии отказался от этого подзаголовка? 2. Какие сцены напоминают театральные картины? 3. Какая ещё сцена похожа на театральное представление? (Учащиеся называют встречу рассказчика с Власом и читают её по ролям.) 4. Какую роль в стихотворении играет этот эпизод? Каким вы представляете себе мальчика? 5. Почему он так неприветлив с охотником, пытается разговаривать басом, а автор называет его «парнище»? 6. Что вызывает улыбку у читателя в этой сцене? 7. Как вы думаете, чего в ней больше — смешного или грустного? Почему? Какие мысли рождает в душе автора эта встреча? 8. Найдите и выразительно прочитайте строки, в которых автор с грустью говорит о жизни крестьянских детей. 9. Каких картин в стихотворении больше — грустных или весёлых? Докажите свою точку зрения примерами из текста. 10. Найдите и прочитайте слова автора, обращённые к крестьянским детям. 11. Как вы думаете, в чём смысл его обращения? Отвечая на эти вопросы, пятиклассники представляют свой вариант ремарок к репликам крестьянских детей |
4 | 3.2. Анализ стихотворения. Образы крестьянских детей | Отвечая на вопросы, пятиклассники представляют свой вариант ремарок к репликам крестьянских детей |
5 | 4. Итоговое задание | Класс выполняет задание на знание литературоведческих терминов |
6 | 5. Информация о домашнем задании | После просмотра слайд-шоу задание на дом: 1. Письменно ответить на вопросы рубрики «Выскажите своё отношение к прочитанному» (ч. 2, с. 15). 2. Прочитать первую часть повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» (ч. 2, с. 18–43) |